Почему в китае машины дешевле
Перейти к содержимому

Почему в китае машины дешевле

  • автор:

Дешевые китайские автомобили — это миф

В последнее время российский автомобильный рынок активно покоряют представители китайского автопрома, которые предлагают интересный и разнообразный ассортимент автомобилей. Если к некоторым брендам мы уже привыкли: Haval, Geely, Chery, то остальным только предстоит широко заявить о себе: EXEED, OMODA, Tank, GAC и другие.

Китайский автопром. Фото для меня сгенерила нейросеть Midjourney

Все чаще от своих друзей я слышу фразу:

Если посчитать, то покупка китайского автомобиля в России обойдется в 1,5 — 2 раза дороже, чем купить его в Китае

Если вы просто смотрите китайские сайты и переводите цены на автомобили с юаней на рубли, то это ошибка. Таможенные пошлины, сборы и получение ПТС увеличивают цену даже небольшого по объему двигателя и не очень мощного автомобиля примерно в полтора — два раза. Далее добавляем логистику до РФ и финальная цена выглядит уже не так бюджетно.

Вариант второй. Вы китаец и покупаете автомобиль для себя. Помимо покупки автомобиля вам придется длительное время ставить его на учет. Получение гос. номера в Китае штука непростая, долгая, а самое интересное, платная. Цена за него доходит до 30 тыс. долларов. Для китайцев покупка автомобиля тоже не дешевое удовольствие.

❓Так почему же китайские автомобили в России такие дорогие?

Во-первых, чем выше локализация бренда, тем ниже стоимость автомобиля. В среднем китайские бренды локализованы в РФ не более чем на 20%. Большое количество деталей и комплектующих приходят к нам из Китая, а это дополнительные затраты, плюс китайцы в своих автомобилях активно используют и импортные комплектующие, покупая их в иностранной валюте, а потом продавая эти опции нам.

Во-вторых, в условиях нынешнего рынка китайские компании делают ставки на сегмент кроссоверов, избегая прямой конкуренции с моделями Автоваза. Либо это план такой, либо им просто не дают залезть в сегмент «Грант».

В-третьих, цены падают, когда есть конкуренция, сейчас ее нет. В сегменте кроссоверов по ценам у китайцев преимущество даже учитывая их сегодняшние цены. Даже объемы резко наращивать не нужно.

Как купить авто в Китае через Chinacar Club и почему это выгодно?

Прошедший год внес существенные изменения в российский автомобильный рынок. По итогам 2022 года в России купили почти на 59% меньше новых машин, чем в 2021 году. На фоне распродажи остатков авто западных марок, покинувших страну, мынаблюдаем заметный рост продаж моделей китайского автопрома – сейчас они заняли больше трети рынка.

Стоит ли покупать китайские автомобили, что делает их такими популярными, как формируется стоимость машины под ключ и почему выгоднее всего заказать авто из Китая, рассказывает Александр Сероштанов, директор китайского дивизиона Chinacar.club.

С автомобилями знакомьтесь на сайтах объявлений:

Не сравнивайте цены на автомобили в Китае и России: это две разные вселенные

Не сравнивайте цены на автомобили в Китае и России: это две разные вселенные

В последнее время российский автомобильный рынок активно покоряют представители китайского автопрома, предлагая огромный ассортимент ДВС-автомобилей и электрокаров буквально на любой вкус и кошелёк. И, соответственно, в сети всё чаще можно услышать мнение о том, что автомобили в Китае стоят в два-три раза дешевле, а в России те же модели продают по каким-то заоблачным ценам, что аудитории, естественно, не очень нравится. Я изучил данный вопрос и пришёл к выводу, что сравнивать цены в России и Китае совершенно неправильно по целому ряду факторов — это, в буквальном смысле, две совершенно разные вселенные.

Лучший Telegram-канал про технологии (возможно)

Тот случай, когда номерной знак стоит как сам автомобиль

Главная особенность автомобильного рынка Китая заключается в довольно необычном механизме получения государственных номерных знаков для транспортных средств, который выступает естественным регулятором дорожного трафика в Поднебесной. Вероятно, ни для кого не секрет, что население Китая, мягко скажем, довольно внушительное, так что и плотность населения в стране зашкаливает, особенно если речь идёт не об отдалённых провинциях, а о крупных мегаполисах. При этом нужно понимать, что автомобили в Китае стоят дешевле, чем в большинстве стран мира, так как заводы производят седаны и кроссоверы для внутреннего рынка, где потенциальному покупателю не нужно платить за таможню, транспортные расходы и не только.

Не сравнивайте цены на автомобили в Китае и России: это две разные вселенные

Самый обычный китайский автомобильный номерной знак, стоимостью с б/у Toyota Camry

Получается, что в Китае огромная плотность населения, приличная протяжённость дорожного полотна и низкие цены на автомобили — с таким набором условий страна могла бы просто утонуть в бесконечных пробках и вредных выбросах. Чтобы ситуацию хоть как-то регулировать, в Поднебесной придумали весьма интересный способ отбивать желание владеть автомобилем — помимо того, что человек должен накопить на само транспортное средство, ему после покупки придётся ещё и участвовать в аукционе на номерной знак. И если в России при должной сноровке автомобиль можно поставить на учёт и получить номера за три-четыре часа, то в Китае на это уходит безумное количество времени.

Не сравнивайте цены на автомобили в Китае и России: это две разные вселенные

Самый дорогой в Китае номерной знак — за него отдали 145 тысяч долларов

Государство искусственно создаёт дефицит на номерные знаки — в месяц автомобилистам на аукцион выдают примерно десять тысяч номерных знаков, но желающих их получить в двадцать раз больше. Да, на 200 тысяч желающих всего 10 тысяч номеров. В результате владельцу новенького автомобиля приходится ждать около трёх месяцев (в некоторых случаях до полугода), чтобы сменить транзитные номера на полноценные номерные знаки. Но и это не всё — помимо того, что за номером нужно отстоять огромную очередь, за него ещё нужно заплатить огромные деньги. В крупных городах и густонаселённых провинциях цена лота, то есть номера, стартует с отметки в 80-100 тысяч юаней — это примерно 11-14 тысяч долларов или 600-850 тысяч рублей.

Не сравнивайте цены на автомобили в Китае и России: это две разные вселенные

В Китае на 2022 год зарегистрировано 406 миллионов автомобилей. Для примера — в США всего 278 миллионов

К сожалению для китайских автолюбителей, это начальная цена лота — в самых крупных провинциях Китая цена самого обычного автомобильного номера может достигать 20-30 тысяч долларов. И это не редкость или уникальное событие, а вполне себе норма для локального рынка. За счёт таких огромных цен на номерные знаки и их мизерного количества государство банально регулирует транспортный поток, устраняя потенциально огромную проблему с пробками не только в крупных городах, но и за их пределами. Потенциальный покупатель автомобиля просто понимает, что ему нужно не только купить авто, но и заплатить потом под 30 тысяч долларов за номерной знак — и отказывается от этой затеи в пользу общественного транспорта или такси.

Хитрость, которая пришла вам в голову, не сработает

Особенность вышеописанного механизма контроля за трафиком на дорогах привела к тому, что в некоторых небольших провинциях номерные знаки могут выдать вовсе бесплатно или за какие-то относительно смешные деньги в тысячу-две долларов. Соответственно, многие из хитрых читателей могли придумать в голове классный план — почему бы не купить автомобиль, например, в Пекине, а потом поехать с ним в отдалённый городок и получить там номер за копейки. Это действительно неплохая идея, но в Китае всё уже давно продумали и любые подобные хитрости присекли на корню ещё лет десять-двадцать назад.

Здесь хотелось бы уточнить, что Китай просто переполнен камерами слежения — как за людьми, так и за автомобилями. Эти камеры вместе с мощнейшей системой баз данных умеют определять, в какой из провинций был получен номерной знак, и это накладывает множество ограничений, из-за которых хитрить с номерным знаком никто не будет. Например, если владелец автомобиля получил номер в городке на юге страны, то пользоваться мостами, автомагистралями, парковочными местами и множеством других важных инфраструктур в Пекине он просто не сможет — за это предусмотрены достаточно приличные штрафы.

Не сравнивайте цены на автомобили в Китае и России: это две разные вселенные

Никто не запрещает ездить на номерах мелкой провинции по всему Китаю, но камеры и умная система быстро определят того, кто решил обмануть государство

Это может показаться дикостью, но в том же Пекине есть правило, по которому определённые номера ездят только по чётным дням месяца, а другие — по нечётным. Если камера засечёт «запрещённый» номер, то владелец заплатит немало денег и лишится баллов (о них чуть позже) — с номерами из «чужих» провинций аналогичная ситуация. Конечно, жители Китая могут путешествовать по стране и никто не запретит заехать в другой город, но ездить по мегаполису на номерах далёкой малонаселённой провинции никто не разрешит. Система банально отследит количество посещений населённого пункта и хитрому водителю придётся заплатить немало денег.

Но и денежные взыскания в Китае ещё полбеды — у местных органов правопорядка, которые отвечают за транспортные средства, есть система баллов. Обычному водителю с небольшим опытом дают 12 баллов в год — за каждое нарушение, будь то неправильная парковка или превышение скорости, эти баллы снимаются. И если до конца года вы нарушили столько, что у вас все баллы отобрали, то права аннулируются — нужно будет заново сдавать экзамены и так далее. Из-за этого никому в голову не приходит обманывать систему, заказывая номера не из своего города — за это не только оштрафуют, но и лишат права на вождение в целом.

Прямое сравнение реальных цен в Китае и России

Чтобы не быть голословным, я решил сравнить цену в Китае и России на довольно популярный городской кроссовер Chery Tiggo 7 Pro — это не премиальная модель, а яркий представитель среднего класса, который явно пользуется спросом на обоих рынках. Так вот, стоимость кроссовера в Китае после перевода в рубли составит 780 000 рублей за версию с мотором 1,5 литра на 156 лошадиных сил. В России этот же автомобиль продают за 2 439 000 рублей, что при грубом сравнении выливается в умозаключение: «В Китае в три раза дешевле». Но теперь давайте посчитаем, что покупателю Chery Tiggo 7 Pro в Китае придётся отдать за номерные знаки в среднем 20 тысяч долларов (где-то 12, где-то 30 тысяч — я решил усреднить расходы).

Не сравнивайте цены на автомобили в Китае и России: это две разные вселенные

Если же ждать три месяца не хочется, то можно заплатить дилеру ещё 3-5 тысяч долларов, чтобы получить номер почти сразу. Но, допустим, нам не горит и мы можем подождать — получается, что к цене автомобиля в салоне нужно добавить ещё 1 216 000 рублей за номерной знак. Кроме того, при покупке нового транспортного средства из салона автолюбителю нужно ещё заплатить единоразовый налог в размере 10% от стоимости автомобиля, то есть в нашем случае 78 тысяч рублей. В результате китайский владелец автомобиля Chery Tiggo 7 Pro заплатит за него не 780 000 рублей, как написано на ценнике в салоне, а 2 074 000 рублей.

Но это стоимость автомобиля в самом Китае — его собрали на заводе и отправили дилеру в салон, не повышая цену таможенными сборами. Если же докинуть ещё 20% к цене автомобиля за таможню и учесть расходы на перевозку транспортного средства в Россию (например, в Москву), то разница в цене составит тысяч сто от силы.

Не сравнивайте цены в Китае и России — это ошибка

Вот и получается, что на самом деле автомобили в Китае не такие уж и доступные — просто цена самого транспортного средства у них ниже по вполне понятным причинам. Но если углубиться в дополнительные тонкости, то выяснится, что дешёвые автомобили из Китая это просто миф, а сравнивать цены из пресс-релизов в юанях (переводя их в рубли) с ценниками в российских салонах — фатальная ошибка. На самом деле китайские покупатели платят почти столько же, сколько и российские, только ещё и нервы портят в попытках на огромных аукционах выхватить хоть какой-то номер.

Покупка машины из Китая: почему у них дешевле

Какой автомобиль может себе позволить среднестатистический китаец за годовую зарплату и почему россиянину о таком можно только мечтать?

Читайте также

Kia

Согласно статистике, в прошлом году в Китае было продано свыше 26,8 миллиона новых автомобилей, а в России — около 687 тысяч. Разница колоссальная даже с учетом того, что в Поднебесной проживает примерно в 10 раз больше людей, чем в нашей стране. Для китайцев автомобиль давно перестал быть роскошью, превратившись в доступное средство передвижения. Этому поспособствовали многие факторы, включая стремительное технологическое развитие страны и прогрессивную систему налогообложения. В чем ее особенности и главные отличия от российской налоговой системы, рассказывает директор китайского дивизиона China Car Club Александр Сероштанов.

Принципиальное отличие транспортного налога в Китае и России

Если гражданин решил купить автомобиль в Китае, России или любой другой стране, то ему предстоит не только заплатить за само транспортное средство, но также перечислить в казну соответствующие налоги, пошлины и прочие сборы. То есть придется отдать деньги государству за сам факт владения машиной.

Налоговое законодательство во всех государствах разное, но где-то оно имеет много общего с нашим, а где-то отличается принципиально. Например, в Китае размер автомобильного налога зависит от рабочего объема двигателя, а в России — от его мощности.

Шанхай Китай

В Поднебесной действуют следующие ставки акциза на автомобили (так называемый «налог на выброс»), который включен в стоимость транспортного средства:

  • до 1 литра — 1%;
  • от 1 до 1,6 литра — 3%;
  • от 1,6 до 2 литров — 5%;
  • от 2 до 2,5 литра — 9%;
  • от 2,5 до 3 литров — 12%;
  • от 3 до 4 литров — 25%;
  • свыше 4 литров — 40%.

В Российской Федерации транспортный налог считается от мощности мотора. Для примера приведем ставки этого налога для легковых автомобилей в Москве за 1 л.с. (в регионах ставки могут быть значительно ниже):

  • от 0 до 100 — 12 рублей;
  • от 100,01 до 125 — 25 рублей;
  • от 125,01 до 150 — 35 рублей;
  • от 150,01 до 175 — 45 рублей;
  • от 175,01 до 200 — 50 рублей;
  • от 200,01 до 225 — 65 рублей;
  • от 225,01 до 250 — 75 рублей;
  • от 250,01 и выше —150 рублей.

Сегодня даже малолитражные двигатели довольно мощные, поэтому в России хозяин современного автомобиля с турбомотором платит по повышенному коэффициенту. В Китае градация другая: в КНР решили, что логичнее привязать налоговую ставку к рабочему объему двигателя. Из-за этого шкала «налога на автомобиль» в Китае более прогрессивная.

Mercedes-Benz G 350 [China]

Специфика китайского налогообложения привела к тому, что сегодня Mercedes-Benz специально для Поднебесной выпускает внедорожники G-класса с турбочетверкой объемом 1991 кубический сантиметр, а не с привычным четырехлитровым битурбомотором V8. При этом немецкие инженеры форсировали скромный агрегат до 258 л.с. и 370 Нм, минимизировав потери в производительности. В казну за малолитражный «Гелик» придется заплатить всего 5% от его стоимости, а не 25%, если бы мотор был стандартным. Разница просто колоссальная даже для покупателей премиум-внедорожника.

Читайте также

Одометр

Похожая ситуация и с другими автопроизводителями, которые отказываются от многообъемных двигателей. Сегодня у конкурирующих концернов Volkswagen и Mercedes-Benz топовые моторы V8 обладают объемом менее 4 литров. Именно поэтому они выигрывают по стоимости на китайском рынке у кроссоверов BMW с двигателями V8 объемом 4,4 литра. Автогиганты специально идут на даунсайзинг, чтобы успешнее продавать свою продукцию в стране, где объем мотора имеет огромное значение при формировании конечной стоимости автомобиля для покупателя — и виноват в этой тенденции именно Китай.

Логика китайских властей следующая: если ты богатый человек и желаешь приобрести спортивную или роскошную машину с монструозным двигателем, придется заплатить больше. У большинства бюджетных бензиновых автомобилей моторы объемом до 2000 кубических сантиметров, поэтому сумма налога не сильно бьет по карману.

Конечно, и в Китае, и в России кроме вышеперечисленных транспортных налогов также существуют другие сборы и пошлины, которые влияют на конечную стоимость новой машины. Но они не такие существенные, как транспортный налог, поэтому останавливаться на них не будем.

Китай

Как регион проживания влияет на стоимость автомобиля

В нашей стране транспортный налог — региональный, то есть полученные от владельцев машин деньги остаются в регионах, а не поступают в федеральный бюджет. Размер ставок устанавливают власти каждого региона. Например, фактическая ставка за авто с мощностью от 175,01 до 200 л.с. в Москве составляет 50 рублей, в Брянске — 40 рублей, а в Чечне — 25 рублей.

В Китае расчет налога на покупку машины един во всей стране, хотя платят за авто китайцы тоже по-разному — в зависимости от провинции. Дело в том, что для каждой части Поднебесной установлена своя стоимость автомобилей. Больше всего, например, придется платить жителям Пекина, а в других регионах машины стоят дешевле. В России такой разницы в ценах нет: если зайти на сайт какого-нибудь автопроизводителя, то стоимость модели для всех субъектов Российской Федерации будет одинаковой.

Получается, что разница в стоимости владения автомобилем в регионах Китая и нашей страны формируется по разным причинам, но по сути итог одинаковый — цены выше в более крупных городах.

Почему покупать электромобили в Китае выгодно

Уже давно не секрет, что модели на электротяге планомерно вытесняют традиционные машины на жидком топливе. Причем автомобили с двигателями внутреннего сгорания вообще перестанут выпускать в некоторых странах Евросоюза с 2035 года. Бытует мнение, что рано или поздно практически все автомобилисты пересядут на электрокары — и китайские власти уже озаботились развитием электротранспорта в своей стране.

Электромобили китай

Например, в Поднебесной существует программа переработки аккумуляторов, предоставляется субсидия на замену электромобилей, которая действует на модели так называемой линейки «Новая энергия». Субсидия на замену электрокаров и гибридов составляет три тысячи юаней (более 40 тысяч рублей по текущему курсу). Для повседневных малолитражных машин это вполне приличная сумма. Например, популярный микрокар Wuling Mini стоит в Китае от 32 800 юаней.

Кроме того, существует субсидия для зарядки электромобилей. При использовании некоторых зарядных станций можно вернуть половину стоимости за один кВт⋅ч, но не более 100 юаней.

Эти и другие причины (например, крупномасштабное производство аккумуляторов для электрокаров) способствуют тому, что в стране стремительно развивается электротранспорт и инфраструктура зарядных станций. Местные заводы серийно выпускают электромобили по современным технологиям, поэтому они доступны массовому потребителю и стоят относительно недорого.

Почему автомобиль в Китае уже не является роскошью

Конечно, не только прогрессивная система налогообложения, эффективные производственные мощности и государственные субсидии способствуют буму продаж новых автомобилей в Китае. Стремительное экономическое развитие страны, где средняя зарплата составляет около 9500 юаней (более 1300 долларов), позволяет гражданам достаточно быстро накопить на новый китайский электромобиль, тот же Wuling Mini, или на автомобиль с ДВС.

Китай

Например, популярный в стране среднеразмерный кроссовер Haval H6 стоит от 115 900 юаней (1,6 млн рублей), а седан Volkswagen Bora можно приобрести всего за 76 тысяч юаней, то есть за 1,05 миллиона рублей по текущему курсу.

Давайте представим, что китайская семья из двух работающих человек, получающих среднюю зарплату (9500 юаней), будет откладывать ежемесячный доход одного из супругов в течение года. Тогда за этот период она сможет накопить на автомобиль стоимостью до 115 тысяч юаней — как раз хватит на базовый Haval H6 (или на три Wuling Mini). Сможет ли средняя российская семья при таких же условиях накопить на соразмерный кроссовер в России — вопрос риторический.

Собирать деньги на новую машину нашим соотечественникам придется гораздо дольше. И одна из причин в том, что стоимость автомобилей, доставленных из-за рубежа в Россию и растаможенных по всем правилам, взлетает более чем вдвое. Это делает импортные модели недоступными для большинства россиян.

В Китае новые автомобили давно перестали быть роскошью. Конкуренция привела к тому, что в Поднебесной в каждом классе есть выбор из десятков моделей, а дилеры вынуждены продавать с дисконтом машины уходящего поколения. В России о скидках на новые автомобили пока остается только мечтать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *