Чем отличается робот от автомата
Перейти к содержимому

Чем отличается робот от автомата

  • автор:

Чем робот отличается от автомата

Современные автомобили оборудуются разными типами коробок передач и потребителю особенно при покупке своей первой машины бывает тяжело сделать правильный выбор среди этого разнообразия трансмиссий.

Поэтому в этой статье попробуем понять, чем отличается коробка автомат от робота или вариаторной трансмиссии, именно этот вопрос волнует многих будущих автовладельцев.

Отличие робота от автомата

Коробка автомат. Как вы знаете, в состав автоматической коробки передач входят два основных узла — это гидротрансформатор и редуктор. Гидротрансформатор обеспечивает плавное и безрывковое переключение передач, по сути, он работает вместо сцепления, которое есть на машинах с механической коробкой передач.

Редуктор автомата состоит из определённого набора шестерёнок и пакетов фрикционных дисков, они находятся в зацеплении и образуют несколько ступеней: 4, 5, 6 и даже 8,9.

Из-за особенностей конструкции, автоматическая коробка передач исходя от оборотов мотора и нагнетания масляного давления сама переключает ступени (скорости), без вмешательства водителя. Благодаря такому переключению скоростей, электроника используется по минимуму — такая система использовалась ранее(в полностью гидравлических АКПП, автомобилях выпущенных перимущественно до 2000 года). В современных Автоматических коробках передач, самые передовые технологии работают для повышени эффективности и увеличения комфорта владельцев автомобилей(ЭБУ АКПП И Двигателя тесно связаны между собой. Работа Коробки Передач, теперь напрамую зависит не только от оборотов двигателя, но и от сигналов полученных от педали газа или тормоза, датчиков температуры масла АКПП или охлаждающей жидкости ДВС, сигналов системы ABS. Электронные компоненты играют всё более важную роль в работе Автоматический Коробки Передач. Это позволяет максимально снизить расход топлива и выполнять переключения передач менее заметными для водителя, а при необходимости ускорения — перейти на необходимую передачу намного быстрее, чем на полностью гидравлических коробках. Но и здесь есть свои минусы: увеличение электронных компонентов влечет и большие затраты при ремонте АКПП — к примеру на современных автомобилях некоторых производителей очень часто выходит из строя электронная плата управления АКПП, замена или ремонт которой естественно увеличивает затраты на ремонт АКПП.

КПП робот что это? Если сказать просто, то на механическую коробку передач поставили блок управления, который состоит из гидропривода и сервопривода (электронный узел). Вот этот блок, без вмешательства человека, заведуют сцеплением и переключением передач.

Принцип работы робота как у механики, только всё происходит автоматически — гидравлика с электронным управлением всё сделает сама. К роботам можно так-же отнести и современные коробки с сухим или мокрым сцеплением — (DSG у VAG группы, PowerShift у Ford, Speedshift DCT от Mercedes-Benz и многие другие)

Вариаторная коробка передач или Вариатор(CVT). Этот тип трансмисии стал широко популярен среди всех крупных автомобильных концернов как Азиатских так и Европейских. Работа Вариаторной(CVT) трансмиссии принципиально отличается от работы Автоматической или Роботизированной коробки переключения передач. В ней используется ременная(ремень состоит из секторов закрепленных специальной лентой, выполненный из металла) или цепная передача. Ремень или цепь работает между ведущим и ведомым шкивом, а изменение передаточного отношения происходит за счет увеличения или уменьшения радиуса по которому работает цепь или ремень — это можно сравнить с работой шестеренок на спортивном велосипеде: когда вы выбираете переднюю(которая непосредственно установлена на валу с педалями) шестеренку меньшего диаметра, а задняя шестерня(которая на заднем колесе велосипеда) выбрана большего диаметра, то для движения по дороге нужно большее количество оборотов передней шестеренки, но при этом усилие для вращения нужно совсем небольшое(это сравнимо с 1й передачаей на автоматической или механической коробке), и постепенно разгоняясь, можно изменять передаточное отношение меняя переднюю шестерню на больший диаметр, а заднюю на меньший — так увеличится скорость и при этом уменьшатся обороты для поддержания этой скорости.В вариаторах это произходит очень плавно, поэтому эту коробку называют безступенчатой. В вариаторных трансмиссиях присутвует и гидротрансформатор, который выполняет функцию как и в АКПП передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии. Но есть и исключения — в некоторых случаях вариатор устанавливается и без гидротрансформатора(в таких случаях передача крутящего момента происходит за счет шлицевого соединения — вал из вариатора вставляется в шлицы на маховике ДВС). По последним тенденциям производители Вариаторов вообще хотят отказаться от использования гидротрансформаторов, это позволит снизить потери мощьности и увеличить топливную экономичность!

Плюсы и минусы автомата, робота и вариатора

Чтобы лучше понять, чем отличается автоматическая коробка передач от роботизированной, давайте рассмотрим их эксплуатационные характеристики.

1. АКПП значительно снизила нагрузку на водителя при управлении автомобилем, особенно это заметно при движении в городских условиях. Современные автоматические коробки передач (адаптивные) способны даже подстраиваться под каждого водителя, под его стиль езды. Также, автомату свойственно мягкое и незаметное переключение скоростей.

Есть у автоматической коробки передач и минусы — это повышенный расход топлива, особенно в городе, увеличение времени разгона(отбор некоторого количества мощности ДВС для работы АКПП).

2. Робот относится к механике, значит обслуживание и ремонт будет дешевле, чем у автомата. Но это только на коробках с обычным приводом сцепления и переключением передач, а таких автомобилей всё меньше — их вытесняют с рынка современные и более эффективные двух дисковые роботы с сухим или мокрым сцеплением, а ремонт таких коробок на порядок дороже чем АКПП или Вариатора. Расход топлива у автомобиля с коробкой роботом(как классическим так и современным) приравнивается к МКПП, а в условиях города даже ниже, что не может не радовать.

Роботы передают крутящий момент от мотора к колёсам автомобиля без существенных потерь, чего не скажешь об автомате. Большой плюс роботизированной коробки в том, что она поддерживает ручное переключение скоростей, чего нет у многих автоматов.А современные роботизированные коробки имеют самые лучшие показатели по скорости переключения передач.

Роботы и автоматы. Сходства и различия.

В статье Роботы и их предшественники мы «побывали» в чудесном домике великого писателя Карела Чапека — создателя слова «робот», «послушали» пражскую легенду о таинственном Големе и даже «сыграли в шахматы» в Шёнбруннском дворце со знаменитым автоматом «Турок».

Но ведь цель наших изысканий — познакомиться с настоящими роботами, а до сих пор мы встречались лишь с их подобием — обыкновенными механическими игрушками, по-научному называемыми автоматами. Если все до этого встреченные нами создания человеческой мысли были всего лишь автоматами, то что это за существа такие — роботы и в чём их принципиальное отличие от всех остальных устройств? Попробуем разобраться с этой далеко не лёгкой проблемой. Ответы практически на все вопросы лежат в прошлом. И поэтому приоткроем дверь времени и перенесёмся в Париж 1738 года.

Прогуливаясь по одной из великих столиц мира, поражаясь роскошью дворцов вельмож и нищетой обычных горожан, мы наверняка наткнёмся на любопытный плакат, приглашающий всех, конечно не бесплатно, а за целых три ливра, посетить «Отель де Лонгвиль», чтобы познакомиться с удивительными механизмами Жака де Вокансона. Порывшись в карманах, мы находим как раз нужные нам три ливра и спешим в названное место. В роскошном зале отеля мы видим три величественных механизма. Первые два — «Игрок на тамбурине» и «Игрок на флейте» — наигрывают причудливые мелодии, по-настоящему двигая металлическими руками и извлекая звуки из своих музыкальных инструментов. Но ещё больше поражает нас именно третий автомат. Он стоит на высоком постаменте. Бронза, покрывающая его тело, причудливо переливается на солнце, а само волшебное создание непринуждённо машет крыльями и крякает.

Возможно, внутреннее устройство утки. Иллюстрация Жака де Вокансона

Возможно, внутреннее устройство утки. Иллюстрация Жака де Вокансона

Да, это была самая настоящая механическая утка. Великое изобретение не менее великого Жака де Вокансона — «Прометея нашего времени», как говорил о нём Вольтер. Утка была покрыта бронзой, умела махать крыльями, крякать и пить воду. Но самой удивительной способностью этой птицы было умение клевать зерно. Если вы брали в руки горстку, скажем, пшена, то утка склёвывала его с вашей руки, переваривала и выдавала наружу в виде экскрементов. К сожалению, никто и никогда не узнает, действительно ли автомат «переваривал» пищу, например в каком-нибудь чане с кислотой, или внутри было всего лишь два контейнера, в один из которых зерно складывалось, а из второго высыпалась заранее подготовленная «переваренная» пища. Механическая птица была утеряна навсегда.

И всё же, несмотря на всю гениальность механизма, эта утка не являлась роботом, а была самым обыкновенным автоматом.

Представим теперь точно такую же робоутку, которая могла бы клевать зерно, махать крыльями и крякать.

Прежде всего, определим, что же общего у робоптицы с механическим аналогом. Тут всё просто — обе клюют зерно, крякают и машут крыльями. А это значит, что главное отличие автоматов и роботов от всех других устройств заключается в том, что их целью является воздействие на окружающий мир. И те и другие воздействуют на окружающий мир напрямую: перемещаясь в нём, перенося предметы с места на место, да в конце концов просто поедая пшено. Другие устройства, например компьютер, радио и телевизор, могут влиять на окружающий мир только косвенно.

Теперь, когда мы нашли главное сходство роботов и автоматов, попробуем найти отличия между ними. Главных отличий у них два. Обратимся сначала к первому.

Предположим, что мы хотим научить нашу механическую утку не клевать зерно, а плеваться им. Чтобы это сделать, мы вооружаемся робототехническим скальпелем (обыкновенной отвёрткой), разделываем утку, полностью её перекраиваем: меняем местами шестерёнки, добавляем новые передачи, убираем старые. Через пару месяцев увлечённой работы мы имеем птицу, которая умеет плеваться.

А вот с робоуткой всё гораздо проще — достаточно её перепрограммировать. Если в первом случае нам потребуются месяцы, то во втором мы обойдёмся несколькими днями, а возможно, и часами. Следовательно, роботы отличаются от автоматов тем, что алгоритм их работы можно изменять. Алгоритм работы автомата неизменен. Фактически выпотрошив старую утку, добавив в неё новые передачи, мы создали совершенно другое устройство.

Теперь давайте уточним: механизм Жака де Вокансона совершал хватательные движения клювом всё время, не переставая, а пшено попадало в пищеварительный тракт, только если удавалось подсунуть его автомату буквально под нос. Робоутка же могла бы сама искать зерно. У нашей птицы были бы специальные «органы чувств» — датчики. Она бы определяла, ну скажем, с помощью обыкновенного датчика расстояния, что к её рту поднесли руку, и только тогда, предполагая, что ей принесли еду, начинала бы открывать свой клюв.

Получается, что ещё одним отличием роботов от автоматов является наличие у роботов «органов чувств» — датчиков. Роботы не только воздействуют на окружающий мир — они получают из него информацию и пользуются ей.

Подводя итог, повторим ещё раз главные отличия и сходства роботов и автоматов.

Сходства: роботы и автоматы напрямую воздействуют на окружающий мир.

  • алгоритм работы робота гибок и легко изменяем. Алгоритм работы автомата жёстко задан — его изменить нельзя;
  • робот в отличие от автомата получает данные из окружающего мира, обрабатывает их и, используя полученную информацию, принимает те или иные решения.

Наконец пришло время окунуться в мир настоящих роботов, а не каких-то абстрактных робоуток и понять на конкретном примере, чем же всё-таки они отличаются от своих механических товарищей. В 1938 году талантливый инженер Джозеф Барнет, работник компании «Вестингауз Электрик», представил великосветской публике своё изобретение. Перед сотнями восхищённых глаз предстал робот по имени Электро (Elektro). Он был настоящим исполином — ростом 210 см и весом 120 кг! Сделан робот был из алюминия на стальной раме.

Робот Электро дирижирует

Робот Электро дирижирует

Но что же этот искусственный человек умел делать? Электро мог ходить, двигать пальцами, головой и руками. Он умел даже разговаривать, открывая и закрывая рот, и в отличие от Эллочки-людоедки («Двенадцать стульев», И. Ильф и Е. Петров) знал не 30, а целых 70 слов! Целые фразы и выражения были записаны на нескольких пластинках, воспроизводимых в нужные моменты времени. Но одним из самых популярных трюков робота, вызывающих неописуемый восторг публики, была его способность. курить. Внутри корпуса были спрятаны меха, с помощью которых Электро мог выкурить не один десяток сигарет. О чём говорит всё вышесказанное? Только о том, что Электро, как истинный представитель роботов, воздействовал на окружающий мир!

У Электро были и «органы чувств» — датчики. Он мог слышать! В него был встроен микрофон, через который оператор давал команды роботу: что и когда ему делать. Команды подавались голосом. Причём важны были не сами слова, сказанные в микрофон, а только лишь количество этих слов и наличие пауз между ними. Робот умел видеть! У него было два глаза — фотоэлемента. Если в глаза светили лучом зелёного цвета, Электро говорил: «Вижу зелёный свет», если красным, то говорил: «Вижу красный свет». Другие цвета величественный исполин определять не мог, но ведь и это для 1938 года было великим достижением.

Было у Электро и одно сходство с автоматами — алгоритм его работы изменить было довольно сложно. Весь его мозг и все его внутренности состояли из реле (электронных переключателей), и, чтобы научить его чему-нибудь новому, необходимо было добавлять или убирать определённое количество реле. Конечно, перепрограммировать его было не так просто, как современных роботов, но и не так сложно, как если бы Электро был обыкновенным автоматом.

Нельзя обойти стороной судьбу этого гениального изобретения. Представленный в 1938 году он сразу же и надолго полюбился обычным людям. Электро ездил с гастролями по США, работал в луна-парке и даже снялся в одном весьма нецеломудренном фильме, где сыграл робота по имени Thinko. К сожалению, с наступлением века компьютеров интерес к этому чуду электромеханики начал таять, пока не растаял окончательно. Робот был разобран на запчасти и сложен в коробки. Но на этом история робота, к счастью, не заканчивается. В 2006 году инженер по имени Джек Уикс, выкупив часть запчастей, восстановил робота, и теперь его, правда безжизненного и не умеющего ничего делать, вы можете встретить в музее Генри Форда в штате Мичиган.

Теперь, узнав отличия роботов от автоматов, мы можем подробнее познакомиться с тем, какие роботы бывают и чем они отличаются друг от друга. Это мы обсудим в статье Роботы — они такие разные!

Аспирант физического факультета ЮФУ, инженер АСУ ТП
А. В. Донченко

  1. //roborobka.ru/elektro/
  2. //roborobka.ru/vaucanson/

Чем отличается робот от автомата

Какая коробка передач лучше робот или традиционный автомат

Практически в настоящее время автоматические КПП постепенно, но уверенно вытесняют механические. Но многие начинающие автолюбители еще плохо понимают и путают между собой классическую и роботизированную автоматику КПП. На первый взгляд их работа почти не отличается, обе переключают передачи без воздействия на них человека. Так в чем же разница, и какая из них лучше?

Традиционный «автомат» (АКПП)

Автоматическая система переключения передач состоит из гидротрансформатора и самой коробки передач планетарного типа с набором фрикционов и шестеренок. Переключение осуществляется автоматически без вмешательства человека. Ориентиром для переключения служит нагрузка на двигатель, его обороты и скорость движения автомобиля.

КПП роботизированная

Здесь сочетается функция механической КПП и автоматической. В принципе это классическая механика, только управление осуществляется автоматически с использованием механизма, управляющего включением/выключением сцепления. То есть переключение осуществляется таким же образом, как и при механике, только водитель в этом участия не принимает. Исходные для переключения те же, что и у автомата.

Изначально «робот» создавался для снижения стоимости АКПП и соединения вместе всех достоинств механики и автоматического переключения для удобного и комфортного управления КПП.

Основные отличия «робота» и «автомата».

Визуальную разницу между этими двумя системами управления КПП можно определить по оформлению канала переключения функционала КПП. Если на его панели присутствует положение Паркинг, обозначенное литерой «Р» — это коробка автомат. Если данного положения нет, но имеется литера «N», обозначающая нейтральную скорость, и литера «R» — задняя скорость – это роботизированная КПП.

1. У автоматики лучше скорость и плавность переключения.
2. У робота присутствует функция ручного переключения скоростей, а у автомата ее нет.
3. Ремонт робота обходится намного дешевле автомата.
4. При роботизированной КПП двигатель расходует меньше горючего.

Какая КПП лучше?

Хоть разработчики роботизированной коробки передач и пытались сделать переключение скоростей более комфортабельным, но все же, автомат в этом деле намного опережает робота по комфорту и удобству.

Зато с экономической точки зрения, роботизированная КПП более выгодна. Ее стоимость, обслуживание и ремонтные работы обойдутся намного дешевле, чем автоматической коробки. Кроме этого, расход топлива у двигателя, совмещенного с роботизированной КПП, намного меньше, чем с автоматикой.

Насчет надежности, здесь можно поспорить. Например, ни КПП робот, ни автомат, если сравнить с механикой, назвать абсолютно надежными практически невозможно. Оба механизма в сложных дорожных условиях могут повести себя непредсказуемо.

Поэтому сделать вывод, какая КПП, автоматическая или роботизированная лучшая, совершенно сложно. Здесь каждому водителю, сопоставляя личные представления о комфорте и удобству управления автомобилем, лучше решать самому.

Роботизированная коробка передач: что это такое

Запишись на первое бесплатное занятие в Москве Написать в чат WhatsАpp

Одним из факторов приобретения автомобиля является не только внешний вид, но и его “начинка”. Популярным механизмом для изменения передаточного числа является “робот”. Но минусы роботизированной коробки передач не позволяют производителям всегда устанавливать такую конфигурацию трансмиссии. Разбираем, чем отличается обучение вождению на автомобилях с роботизированной коробкой передач.

Что такое роботизированная коробка передач

Что значит роботизированная коробка передач – это часть трансмиссии, конструкция которой внешне не отличается от МКП, но при этом управляется при помощи автоматической системы, которая не требует вмешательства водителя в процесс работы устройства. Из-за возможности работы полностью в автоматическом режиме РКПП путают с АКПП, хотя они имеют важные конструкционные отличия. Поэтому отличается то, как пользоваться роботизированной коробкой передач, и как автоматической.

что значит роботизированная коробка передач фото

Также имеется внешнее сходство между двумя типами коробок: автомобиль не оснащен рычагом переключения передач, также отсутствует третья педаль – сцепление. Переключение полностью осуществляется без участия водителя.

Различие между АКПП и РКПП

Несмотря на общую цель – избавить водителя от необходимости осуществления механических действий, коробки имеют разную конструкцию и отличаются в эксплуатации и обслуживании. Роботизированная коробка передач – отличия от автоматической:

  1. АКПП требует большого количества жидкости ATF для правильного функционирования. РКПП тоже нуждается в смазке, для чего используется масло, но требуется его в несколько раз меньше.
  2. АКПП обеспечивает большую мягкость и плавность переключения по сравнению с РКПП, что обуславливается принципом работы роботизированной коробки передач.
  3. РКПП позволяет уменьшить расход топлива, при этом поддерживать динамичное движение. Причины этому: большая масса “автомата” и меньшая скорость переключения.
  4. Фрикционы имеют более долгий срок службы по сравнению с диском сцепления.
  5. “Робот” позволяет вручную поднимать и опускать передаточное число, если водитель переходит на ручное управление. “Автомат” не дает водителю такой возможности.

Дополнительное отличие является следствием более особенностей конструкции “автомата” – высокая стоимость технического обслуживания.

Принцип работы РКПП

Перед покупкой автомобиля нужно понять, что это такое – роботизированная коробка передач, и как она сконструирована. Механическая коробка передач имеет диск сцепления с маховиком, всей этой конструкцией управляется робот. Электрический блок управления работает по алгоритму, заложенному в загруженную прошивку “мозгов”, подавая команды на сервоприводы в соответствии с показаниями датчиков. Именно от прошивки зависит, насколько динамичнее и комфортнее будет езда в автомобиле. Поэтому после обновления “мозгов” автомобиль может сильно изменить свое поведение.

Как работает роботизированная коробка передач:

  1. Нажимается педаль газа.
  2. Увеличиваются обороты двигателя, автомобиль разгоняется.
  3. Когда достигаются определенные показатели скорости и оборотов двигателя, срабатывают актуаторы сцепления и вилки переключения.
  4. “Робот” повышает передачу.

Процесс будет повторяться, пока автомобиль не достигнет своего предела по количеству доступных передач. При торможении система работает аналогичным образом, только передаточные числа сменяются в обратную сторону.

Плюсы и минусы РКПП

Как и у любой другой силовой конструкции, плюсы и минусы роботизированной коробки передач определяют целевого владельца автомобилей с такой системой управления.

  • Время разгона максимально приближено к тому, которое можно получить при идеальном переключении на МКПП.
  • Меньшая стоимость ремонта и обслуживания по сравнению с АКПП.
  • Увеличенный срок эксплуатации диска сцепления при сравнении с МКПП.
  • Низкий расход топлива.
  • Меньший процент износа в ходе эксплуатации по сравнению с ручным управлением.
  • Электронный блок управления не умеет самостоятельно реагировать на экстремальные ситуации на дороге, поэтому водитель должен быть готов экстренно разогнаться или затормозить.
  • Коробка может быть спроектирована так, что при переключении передаточных чисел будут ощущаться рывки.
  • “Робот” комфортнее работает на длинных передачах.
  • Движения по пробкам “убивает” РКПП, узлы и механизмы начинают раньше приходить в негодность.
  • Для корректной работы необходимы электронные помощники, например, система помощи для подъема. В противном случае автомобиль может отказываться назад при начале движения в гору.

Советы по грамотной эксплуатации РКПП

Когда водитель пересаживается с АКПП на автомобиль с РКПП, то ему потребуется понять, как ездить на роботизированной коробке передач. Первое, что он может заметить – это медленное переключение как при повышении, так и при понижении. Если слишком агрессивно работать с акселератором, то автомобиль может начать некорректно работать, поэтому “робот” подходит для спокойной езды. Если водителю нужно резко ускориться, то рекомендуется перейти в ручной режим управления и плавно работать с педалью газа.

принцип роботизированная коробка передач фото

Толчки – характерное поведение автомобиля на “роботе” при переключении. Во избежание такой проблемы необходимо привыкнуть к характеру автомобиля и начать немного сбрасывать газ перед переключением передачи.

Нужно учитывать, что система не учитывает износ сцепления роботизированной коробки передач, из-за чего нарушается калибровку настроенных механизмов. Для исправления проблемы необходимо раз в 10-15 тыс. км. отправляться в сервис для инициализации коробки.

Если игнорировать данную процедуру, то через время коробка встанет в аварийный режим.

Что такое коробка передач “робот” – это подходящий вариант для “гражданского” передвижения по городам, в которых редко встречаются пробки. Механизм позволяет комфортно передвигаться по дорогам общего пользования, при этом имя большой ресурс и низкую стоимость обслуживания при сравнении с АКПП.

Не все автошколы уделяют должное внимание объяснению принципов работы РКПП, так как машины с такой коробкой редко встречаются на дорогах достаточно редко. Однако, если вы проходите дистанционное обучение, то можно взять изучение этой темы дополнительно для изучения самостоятельно. Если вам что-то будет не понятно, преподаватель с удовольствием объяснит детали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *