Когда с конвейера сошла первая нива
Перейти к содержимому

Когда с конвейера сошла первая нива

  • автор:

С конвейера сошел первый внедорожник НИВА — ВАЗ-2121

Первый серийный внедорожник Нива сошел с конвейера 5 апреля 1977 года. Тольяттинского автомобильного завода. В настоящее время этот автомобиль продается под маркой LADA 4×4. Нива представляет собой автомобиль повышенной проходимости — вседорожник малого класса с несущим кузовом и постоянным полным приводом.

Эти машины прошли полный цикл испытаний, в том числе пробег по Уралу и Предуралью. Для сравнения с моделями-конкурентами специалисты воспользовались британскими Land Rover и Range Rover, а также УАЗ-469. Для оценки ходовых качеств «Нивы» совместили «легковую» и «вседорожную» программы испытаний. Приказ о постановке автомобиля на конвейер был подписан 31 июля 1975 года.

Первый серийный образец ВАЗ-2121 сошел с конвейера ВАЗа 5 апреля 1977 года. Вскоре после запуска конвейера производственный план на полноприводный автомобиль увеличили с 25 000 машин в год до 50 000 автомобилей, а далее — до 70 000 единиц именно вследствие успеха на экспортных рынках. К 1981 году были планы увеличения производства до 100 000 единиц, но помешал второй нефтяной кризис.

В начале 1980-х годов около 80 % выпущенных автомобилей стали отправлять на экспорт, кстати, «Нива» стала единственным советским автомобилем, который продавался в Японии. После снижения цены в 1985 году «Нива» снова стала пользоваться популярностью.

АвтоВАЗ произвел двухмиллионный автомобиль Lada 4х4 12 марта 2013 года. На 2016 год LADA 4×4 из поставляемых АвтоВАЗом сборочных комплектов собирает фирма «Азия-Авто» в городе Усть-Каменогорск, Казахстан. Ранее сборка «Нивы» из SKD комплектов производилась в Греции, Египте, Украине и в Эквадоре, где только в 2001 году было собрано почти две с половиной тысячи автомобилей.

Niva празднует 45-летие на конвейере

Для «АВТОВАЗа» Niva – вдвойне особенная машина, ведь это не только первый внедорожник волжского завода, но и первая модель, созданная без участия инженеров Fiat.

Автомобили / Тесты

Тест-драйв Lada 4×4 Urban 5D: нужна ли сегодня в России «Нива»?

Группа инженеров во главе с главным конструкторов Владимиром Соловьевым начала работу над автомобилем повышенной проходимости еще в 1971 году – спустя год после того, как с конвейера в Тольятти сошел первый ВАЗ-2101.

Полноценные прототипы были готовы в 1973 году: дизайнер Валерий Семушкин рассказывал, что при создании облика «Нивы» он ориентировался… все на тот же «Фиат». В этот раз на хэтчбек Fiat-127, от которого внедорожнику достались строгие линии кузова.

Ранние образцы «Нивы» имели открытый тентованный кузов и большую трапециевидную решетку радиатора, а передние крылья сильно выдавались за линию боковую линию кузова – машины с индексом Э2121 конструкторы даже прозвали «Крокодил Гена».

Niva празднует 45-летие на конвейере

После успешных смотрин внедорожника высшими кремлевскими чинами (по слухам, особый восторг «Нива» вызвала у заядлого автолюбителя Брежнева) 5 августа 1974 года Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий выдал свидетельство на промышленный образец. Первая предсерийная партия ВАЗ-2121 сошла с тольяттинского конвейера в 1976 году.

Niva празднует 45-летие на конвейере

Во время ходовых испытаний «Нива» получила конспиративное имя Formika («муравей»): вазовские шильдики заменили буквой F

Поначалу «Нивы» производились небольшими объемами – в день удавалось выпускать по 12-14 машин. Впоследствии темпы производства нарастили, а одно время доля экспортных партий достигала 70%. Машины поставляли даже в Англию и Японию (для этого в восьмидесятых выпускались версии с правым рулем) – на тот момент легкий и простой в обслуживании внедорожник практически не имел конкурентов на мировом рынке. Всего на экспорт отправилось более 700 тыс. автомобилей. На заводы в Греции, Казахстане и Эквадоре, а также на Украине из Тольятти поставляли готовые машинокомплекты.

Niva празднует 45-летие на конвейереNiva празднует 45-летие на конвейере

Внедорожник на тестовых испытаниях

За 45 лет было выпущено почти 2,5 млн компактных внедорожников, который вазовцы называют прародителем сегмента SUV: вопреки расхожему мнению о том, каким должен быть внедорожник, инженеры использовали в конструкции ряд «легковых» атрибутов: несущий кузов, независимую переднюю подвеску и передние дисковые тормоза.

В 1993 году модель пережила обновление, получив индекс ВАЗ-21213. Под капотом разместился 1,7-литровый карбюраторный мотор, которому в пару выделили 5-ступенчатую МКП (прежний 1,6-литровый мотор комплектовался «четырехступкой» от ВАЗ-2106). В результате время разгона до 100 км/ч сократилось до 19 с, а максимальная скорость выросла до 132 км/ч.

Niva празднует 45-летие на конвейереNiva празднует 45-летие на конвейере

Рекламные фото «Нивы» разных лет

Еще через два года свет увидела длиннобазная модификация ВАЗ-2123, которая даже успела побывать у нас на тесте. Правда, под неблагозвучным именем Lada Urban 4×4 5D: в 2001 году бренд Niva был продан совместному предприятию GM-Avtovaz, а «Нивой» стал компактный внедорожник под маркой Chevrolet. Вернуть историческое название удалось только в начале прошлого года, когда «АВТОВАЗ» выкупил у General Motors 50% доли в совместном предприятии. С 2021 года классические «Нивы» имеют приставку Legend.

Niva празднует 45-летие на конвейере

Lada Niva Legend на конвейере завода в Тольятти

Зарубежные автоэнтузиасты не забывают «Ниву» и сейчас: на минувшем ралли «Дакар-2022» на доработанном ВАЗ-2121 1984 года выпуска гонялись пилоты частной команды Niva Red Legend Team – швейцарцы Марио Якобер и Сладан Мильич

Как ни странно, сейчас именно «Нива» наравне с «Грантой» является самым жизнеспособным проектом российского автогиганта. На фоне ухода западных компаний из России отрасль столкнулась с острым дефицитом сложной электроники: летом с конвейера сойдут первые партии машин без ABS и ESP. Конструкция «Нивы» позволяет без труда отказаться от активных систем безопасности, а значит, у машины есть все шансы отметить и полувековой юбилей на конвейере.

Бонус!

Niva празднует 45-летие на конвейере

Такую красную «Ниву» в цвет кепки-ушанки точно захотел бы себе герой селлинджеровского бестселлера Холден Колфилд. Конечно, если бы любил машины.

История автомобиля ВАЗ-2121 «Нива»

Легендарному ВАЗ-2121 «Нива» исполнилось 45 лет. 5 апреля 1977 года с конвейера Волжского автомобильного завода сошла первая модель, а с 2005 года ВАЗ-2121 стали производить под маркой Lada 4×4. Благодаря постоянному полному приводу и конструктивным особенностям машина в любой момент была готова к преодолению сложных участков дорог, езде по песчаной или заснеженной местности. Характеристики и достижения первого советского автомобиля повышенной проходимости — в инфографике ТАСС.

© Информационное агентство ТАСС

Свидетельство о регистрации СМИ №03247 выдано 02 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати.

Отдельные публикации могут содержать информацию,
не предназначенную для пользователей до 16 лет.

На информационном ресурсе применяются

рекомендательные технологии.

Когда с конвейера сошла первая нива

Ответ: Первый прототип «Нивы» ВАЗ 2121Э носил неофициальное название «Крокодил» из-за ярко-зеленого цвета и необычного дизайна: именно у него был открытый кузов. Новую разработку старались лишний раз не «светить» и выдавали за румынский FIAT. А чтобы окончательно запутать промышленных шпионов, на радиатор повесили шильдик в форме мальтийского креста.

Еще на стадии разработки конструкторы Волжского автозавода перенесли на перспективную модель будущей «Нивы» многие узлы и агрегаты освоенных предприятием «Жигулей». Такой подход в итоге позволил получить уникальную для советского авторынка комбинацию легковушки и внедорожника.

Петр Прусов, ведущий конструктор: «В начале семидесятых годов прошлого века основные задачи вазовских конструкторов были связаны с постановкой на производство первых моделей Волжского автозавода – ВАЗ-2101, ВАЗ-2102 и ВАЗ-2103. Они являлись по сути модернизированными лицензионными «Фиатами». Но главный конструктор предприятия Владимир Соловьев понимал: для того, чтобы коллектив проектировщиков развивал свой потенциал, необходимо заниматься и разработкой новых автомобилей».

Валерий Семушкин, дизайнер: «Мне было задано: фары на новом автомобиле должны быть как у ВАЗ-2101, более того, межцентровое расстояние (расстояние между фарами — прим. ред.) должно быть аналогичным, потому что стенд регулировки фар уже есть и его менять никто не будет. Поэтому технологии в известном смысле ограничивают дизайнера. Но это нормально – ведь живописец тоже зависит от характеристик холста, красок, да и от заказчика. А кроме того, зная и учитывая технологию, ты более профессионально работаешь над дизайном автомобиля».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *