Как на колонки сделать ход
Перейти к содержимому

Как на колонки сделать ход

  • автор:

Форум гитаристов

У нас самая большая гитарная тусовка

В связи с текущими событиями на форуме вводятся новые правила. Ознакомление обязательно.

  • Форум гитаристов »
  • Оборудование »
  • equipment.beginner (Модератор: andrei_kob) »
  • Тема: Разыгрываем Динамик

Автор Тема: Разыгрываем Динамик (Прочитано 8310 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

  • Форум гитаристов »
  • Оборудование »
  • equipment.beginner (Модератор: andrei_kob) »
  • Тема: Разыгрываем Динамик

Как включить бас режим на JBL и так ли он нужен?

Как включить басс режим на JBL? Включите колонку, жмите одновременно кнопку включения Блютуз и «-» (снижение громкости), а после дождитесь подтверждения. Активация этой опции позволяет получить улучшенные низкие частоты, что является большим плюсом при прослушивании музыки на улице. Ниже подробно рассмотрим, как включается опция для разных устройств, и в чем ее особенности.

Что такое басс режим и для чего он

Перед тем как включить басы на JBL колонке, необходимо понимать их назначение. В зависимости от модификации колонка этого производителя может иметь разное число динамиков и характеристики. При этом частота звука в аудиоустройствах составляет от 20 до 20 000-30 000 Гц. Сюда входят все виды частот: НЧ, СЧ и ВЧ.

Если включить басс буст на JBL, добавляются частоты в низком диапазоне. Точнее, они становятся более приоритетными при проигрывании музыки. Такой режим помогает сделать звук более глубоким, добиться немного большей громкости. Многие принимают решение включить ультра басс на JBL, чтобы слушать треки в условиях шумной улицы или просто наслаждаться композициями с большими НЧ. В таком случае создается ощущение более высокого качества звука.

Как пользоваться

Много вопросов касается того, как включить бас буст на JBL, чтобы получить максимальную отдачу по низким частотам. В большинстве моделей инструкция почти идентична, но есть отличия по индикации, на которых мы остановимся отдельно.

Как включить басс режим

Сразу отметим, что включить бас режим на JBL Xtreme, Charge 4, R3 или других моделей можно одним общим способом. Сделайте следующие шаги:

  • Жмите и удерживайте кнопку с кругом и полоской внутри, чтобы включить девайс.
  • Зажмите одновременно кнопку Блютуз и уменьшения громкости «-».
  • Удерживайте кнопки в такой позиции в течение 10 секунд.
  • Дождитесь появления соответствующей индикации, после чего отпустите кнопки.
  • Проверьте, что басс добавился.

Как видно, включить Bass boost на JBL не составляет труда. Но не стоит злоупотреблять этой опцией и постоянно слушать колонку в таком режиме. Минус в том, что при его работе динамики быстрей изнашиваются, и повышается расход аккумуляторной батареи. А значит хватать заряда будет очень ненадолго.

При рассмотрении вопроса, как включить бассбустед на JBL, важно знать особенности этой опции для разных моделей. Выделим несколько особенностей, которые нужно знать:

  1. Charge 3. Здесь активация уличного режима происходит по тому же принципу, что рассмотрено выше — достаточно зажать клавишу Блютуз и снижение громкости. При этом важно удерживать кнопки в таком виде до тех пор, пока лампочка не начнет светиться красным светом. Это свидетельствует о переходе в Bassboosted и добавлении баса.
  2. Flip 4. В этой модели действует похожий принцип. Главное отличие состоит в определении факта активации басс режима на JBL. В частности, вместо свечения лампочки меняется цвет двух светодиодов на панели. Чтобы сделать басы на колонке JBL, можно использовать ту же комбинацию, что рассмотрена выше.
  3. Xtreme. При активации басс режима на этой модели нужно ориентироваться на клавишу пуска. В зависимости от модели / сборки эта кнопка будет светиться, изменит оттенок или единожды мигнет. Главное в момент подключения не упустить эту особенность. При этом включить супер басс на JBL Xtreme 2 можно по тому же принципу.
  4. Charge 2+ . В этой модели предусмотрен тот же способ активации, позволяющий сделать режим усиленного басса. Разница в том, что включение происходит в течение 20-30 секунд. Результат считается положительным, кода загораются все кнопки на колонке.
  5. Go . Здесь включить басс режим можно по той же схеме, а идентификация этого факта происходит по отключению лампочки. Она расположено где-то под названием колонки.

Как видно, включить басс режим на jbl xtreme или других моделях можно идентичным методом, а отличается немного индикация. Эту информацию можно посмотреть в мануале к устройству или просто действовать по приведенной инструкции.

Альтернативные варианты

Существует альтернативный вариант, как добавить бас на колонке JBL — использовать специальную программу с эквалайзером или официальный софт. Рассмотрим два пути:

  • Официальное приложение. Попробуйте установить JBL Portable. Программа поддерживается многими колонками JBL и позволяет включить разные режимы (в том числе добавить басс).

  • Сторонние программы. Как вариант, можете загрузить с Гугл Плей любой музыкальный плеер, в котором имеется эквалайзер и возможность точной регулировки. В качестве примера можно привести Dub Music Player. Программа отличается широким функционалом и позволяет дистанционно регулировать параметры колонки, в том числе изменять режим звучания, добавить басс и высокие частоты, а также управлять музыкой при необходимости. Также здесь имеются уже предустановленные варианты.

Как отключить басс

Выше отмечалось, что использование специального режима в постоянном режиме не рекомендуется. В таком случае нужно знать, как убрать басы на колонке JBL. Для этого воспользуйтесь одним из следующих путей:

  1. Отключите уличный режим путем выключения колонки на некоторое время и ее последующего включения.
  2. Используйте возможности одного из рассмотренных выше приложений.

Зная, как отключить басы на колонке JBL, вы продлите срок службы динамиков и аккумулятора. В ситуации с источником питания все логично. Большая громкость берет большие ресурсы от источника питания. В среднем емкость АКБ находится на уровне 5-7 мА*ч, чего достаточно на 10-14 часов устройства. Если включить басс режим на устройстве, расход увеличивается почти в два раза. Следовательно, девайс будет работать не более пяти часов. Если же вы хотите слушать девайс длительное время с басами, к примеру, на вечеринке, захватите с собой зарядное.

Теперь вы знаете, как включить и выключить басы на JBL, чтобы получить более высокое качество звука. Эта опция очень полезна, ведь позволяет добиться лучших низких частот и дополнительной глубины. Но стоит злоупотреблять этой опцией, ведь она негативно влияет на динамики и разряжает аккумулятор. В комментариях расскажите, используете ли вы этот режим басса на практике, и в каких случаях.

Как включить басс режим на JBL : 7 комментариев

  1. Никита18.10.2021 в 20:00 Почему эта функция не работает на charge 5?

Очень внимательно перечитайте этот пост. Убедитесь, что все написанное ниже не относится к вам и к вашей системе.

Новая подвеска слишком жесткая, из за чего импеданс растет не как должен и отсутствует должный рост хода. Проще говоря, мощности летит больше, а охлаждение хуже. Поэтому сжечь новый динамик — элементарно.

Как правильно размять? Первые 1-2 недели слушайте только на малой громкости. Не ждите много хода и не прибавляйте громкость чтобы его получить — новому динамику физически трудно развивать ход!

Со временем ход вырастет сам, импедансная кривая примет нормальную форму сама, искажения снизятся сами, а вы услышите, что динамик стал работать громче, ниже и мягче на той же громкости, что значит его параметры пришли к нормальным.

Специально для разминки вам ничего делать не нужно, просто следите за громкостью и слушайте. Спустя пару недель, начинайте постепенно увеличивать громкость до комфортного и безопасного уровня, слушая и наблюдая за поведением системы.

В разминке нуждается ЛЮБОЙ новый динамик, от сабвуферов до пищалок.

2. Неверная настройка фильтров.

HPF (subsonic), настроенный слишком низко, не спасет динамик от перегрева и\или превышения хода. Ход обязан быть в пределах нормы, не более и не менее.

LPF, настроенный слишком высоко, не спасет динамик от перегрева и\или сломанного диффузора. LPF должен работать задолго до минимума на импедансной кривой, где мощности слишком много, а хода слишком мало.

Первую настройку фильтров проводите всегда с вольтметром, чтобы получать точные значения. А подстройку проводите уже на слух. Если настраиваете фильтры для новых динамиков, то через 2-3 месяца обязательно повторите процедуру настройки каждого фильтра с нуля.

3. Неверный выбор величины акустической нагрузки.

Вы же не играете в футбол ни теннисным мячиком, ни шаром для боулинга. Так и не заставляйте ваши динамики делать примерно то же самое, стройте оформление правильно. А не знаете как — просто читайте нашу группу и/или обращайтесь за поддержкой к нам. И вы, и мы получим гораздо больше удовольствия, вместе проектируя интересный корпус для DD или SQ, чем обсуждая детали ремонта.

А если все таки заставляете — не удивляйтесь последствиям. Особенно касается пользователей, меняющих сабвуфер, но не меняющих оформление.

4. Неверный подбор компонентов.

Высокое качество звука, высокую эффективность и длительную надежность вы получите исключительно при этом условии — отсутствие перегрузки любого компонента системы.

Выбирайте соответствующую акустику и соответствующие сабвуферы под ту громкость, которую вы считаете для себя комфортной, и под ту систему питания, которую можете себе позволить. Ну а если заставите компоненты работать на пределе — лишитесь и качества, и надежности, и эффективности.

Существуют как верхние пределы, так и нижние. Например, слишком мало мощности точно так же плохо, как и слишком много, или слишком мало площади порта точно так же плохо, как и слишком много. Система обязана быть сбалансированной.

5. Игнорирование и повторение.

«Предупрежден — значит вооружен» — великолепная мудрость, так? Ну вот вооружились, знаем, а дальше «оружие» ведь надо еще и применять.

Уверен, найдутся те, кто прочитает этот пост, или какой-нибудь другой, и поймет, что, например, сабвуфер сильно греется на частотах, где используется чаще всего, или фильтры настроены как-то не так и пищалка подхрипывает на некоторых нотах, или гейн надо убавить, тк усилитель иногда клипует. иии. ничего с этим не сделает.

Не надо так, само не пройдет. Если проблема есть, то без вашего участия она никуда не денется, а со временем только усугубится. А когда уже столкнулись с последствиями в виде поломки, то не ждите что все пойдет по другому сценарию, когда в точности повторяете ту же ситуацию. Ремонт «лечит» последствия, но не «лечит» причины.

Насколько перечисленные проблемы реальны и важны? Просто задумайтесь, причины более 80% всех поломок DD уложились всего в одном посте в пяти простых пунктах, а с оставшимися 20% вы вряд ли вообще когда-либо столкнетесь.

Пожалуйста, учитесь на чужих ошибках, а не повторяйте их. Очень прошу!

PS. Вспоминая самого себя 15 лет назад, понимаю одну простую вещь — у меня не было даже минимального шанса сделать хоть что-нибудь лучше, чем у меня же сегодняшнего. Не было ни доступного интернета, ни такого количества материалов, ни такого количества грамотных любителей\профессионалов. Сегодня есть, но все же рекомендую начинающим обращаться к опытным специалистам за советами и/или услугами — с огромной вероятностью, вам это обойдется ГОРАЗДО дешевле собственного опыта.

Азы акустики для чайников: типы акустического оформления колонок, статья. Журнал «Stereo & Video»

В предыдущем путеводителе для начинающих меломанов, посвященном акустике помещения мы выяснили, что любая комната — своего рода резонатор, драматически влияющий на характер звучания системы. Теперь пришла пора поговорить непосредственно об источниках этого самого звучания, то есть об акустических системах.

Чтобы как следует разобраться в процессах, происходящих в ящике, на стенке которого смонтирован один или несколько динамиков, нужно вдумчиво прочитать пару-тройку книжек, в каждой из которых формул больше, чем во всем школьном курсе физики. Я забираться в такие дебри не буду, так что не стоит данный материал как исчерпывающий анализ или руководство по постройке аудиофильских колонок. Однако очень надеюсь, что он поможет начинающим меломанам (да и некоторым хроническим тоже) как следует сориентироваться в разнообразии акустических решений, каждое из которых его разработчики, разумеется, называют единственно правильным.

Некоторое время после изобретения в 1924 году электродинамического излучателя с коническим диффузором (окей, просто динамика), его деревянное обрамление исполняло в первую очередь декоративные и защитные функции. Оно и понятно — после долгих лет прослушивания пластинок через слюдяные мембраны и раструбы граммофонов, саунд нового устройства и безо всякой акустической доработки казался просто апофеозом благозвучия.

Мембраны граммофонов изготавливались чаще всего из алюминия или слюды

Однако технологии записи быстро совершенствовались и стало понятно, что более-менее правдоподобно воспроизвести слышимый диапазон динамиком, просто закрепленном на некой подставке, крайне проблематично. Дело в том, что предоставленная сама себе динамическая головка находится в состоянии акустического короткого замыкания. То есть волны от фронтальной и тыловой поверхностей диффузора, излучаемые, понятное дело, в противофазе, беспрепятственно накладываются друг на друга, что самым печальным образом отражается на эффективности работы, и в первую очередь на передаче басов.

Кстати, в процессе данного рассказа я буду чаще всего рассуждать именно о низких частотах, так как их воспроизведение — ключевой момент в работе любого корпуса АС. ВЧ-драйверы в силу малой длины излучаемых волн во взаимодействии с внутренним объемом колонки вообще не нуждаются, и чаще всего полностью от него изолированы.

Душа нараспашку

Самый простой способ отделить фронтальное излучения динамика от тылового — смонтировать его на щите как можно большего размера. Из этой простой идеи и родились, собственно, первые акустические системы, представлявшие собой ящик с открытой задней стенкой, поскольку для компактности края щита просто взяли, да и загнули под прямым углом. Однако в плане воспроизведения басов успехи подобных конструкций впечатляли не слишком. Помимо несовершенства корпуса проблема была еще и в очень небольшом по современным понятиям ходе подвески диффузоров. Чтобы хоть как-то выйти из положения, использовались динамики как можно большего размера, способные развивать приемлемое звуковое давление при небольшой амплитуде колебаний.

PureAudioProject Trio 15TB с 15-дюймовыми НЧ-драйверами на трехслойных бамбуковых панелях

Несмотря на кажущуюся примитивность подобных конструкций, у них имелись и кое-какие достоинства, причем настолько специфические и интересные, что адепты открытых АС не перевелись до сих пор.

Начать с того, что отсутствие каких-либо препятствий на пути звуковых волн – лучший путь к повышению чувствительности. Момент этот особенно ценен для аудиофильских ламповых усилителей, в особенности однотактных или лишенных обратной связи. Бумажные диффузоры большого диаметра даже на мощности порядка четырех-пяти ватт способны создать довольно-таки внушительный, и при этом на удивление открытый и свободный саунд.

При высоте 1,2 м в мире открытой акустики Jamo R907 считаются практически компактами

Что же касается тылового излучения, то чтобы не вносить искажений в прямой звук, оно должно приходить к слушателю с заметной задержкой (свыше 12-15 мс) — в таком случае его влияние ощущается как легкая реверберация, лишь добавляющая в саунд воздуха и расширяющая музыкальное пространство. Тонкость в том, что для создания этой самой «заметной задержки» колонки, разумеется, должны быть расположены на изрядном расстоянии от стен. К тому же большая площадь передней панели и внушительные размеры НЧ-драйверов соответствующим образом сказываются на общих габаритах АС. Одним словом, обладателей небольших и даже средних жилых комнат просьба не беспокоиться.

Кстати, частный случай открытых систем — акустика, построенная на электростатических излучателях. Только за счет почти невесомой диафрагмы большой площади, ко всем вышеописанным преимуществам, у электростатов добавляется способность филигранно передавать даже самые резкие динамические контрасты, а благодаря отсутствию разделения сигнала в зонах СЧ и ВЧ, еще и завидная тембральная точность.

Открытое оформление

Плюсы: Высококлассные открытые колонки — отличный способ получить реальный кайф от прослушивания пуристских ламповых однотактников.

Минусы: Про жирные компрессионные басы лучше забыть сразу. Весь звуковой тракт должен быть подчинен идее открытой акустики, а сами колонки придется выбирать из крайне ограниченного числа предложений.

Запертый в ящике

С ростом мощности и улучшением параметров усилителей сверхвысокая чувствительность акустики перестала быть главным камнем преткновения, а вот проблемы неравномерности АЧХ, и в особенности правильного воспроизведения басов, стали еще более актуальными.

Гигантский шаг к прогрессу в данном направлении сделал в 1954 году американский инженер Эдгар Вильчур. Он запатентовал акустическую систему закрытого типа, и это был отнюдь не трюк в стиле нынешних патентных троллей.

Патентная заявка Эдгара Вильчура на АС в закрытом оформлении

К тому моменту уже был изобретен фазоинвертор и, понятное дело, к ящику с дном динамик тоже примеряли неоднократно, только вот ничего хорошего из этого не получалось. Из-за упругости замкнутого объема воздуха приходилось или терять существенную часть энергии диффузора, или делать корпус непомерно большим, чтобы снизить градиент давления. Вильчур же решил обратить зло во благо. Он сильно понизил упругость подвеса, переложив таким образом контроль за движением диффузора на объем воздуха — пружину куда более линейную и стабильную, чем гофр или резиновое кольцо.

В закрытом ящике движения диффузора контролируются воздухом — в отличие от бумаги или резины он не стареет и не изнашивается

Так удалось не только полностью избавиться от акустического короткого замыкания и поднять отдачу на низких частотах, но и ощутимо сгладить АЧХ на всем ее протяжении. Однако обнаружился и минорный момент. Выяснилось, что демпфирование замкнутым объемом воздуха приводит к повышению резонансной частоты подвижной системы и резкому ухудшению воспроизведения частот ниже данного порога. Для борьбы с такой неприятностью пришлось увеличивать массу диффузора, что логичным образом привело к снижению чувствительности. Плюс поглощение внутри «черного ящика» чуть ли не половины акустической энергии, не могло не внести вклада в снижение звукового давления. Одним словом, новому типу колонок потребовались усилители довольно серьезной мощности. К счастью, на тот момент они уже существовали.

Сабвуфер SVS SB13-Ultra с закрытым акустическим оформлением

Сегодня закрытое оформление применяется по большей части в сабвуферах, особенно в тех, что претендуют на серьезное музыкальное исполнительство. Дело в том, что для домашних кинотеатров энергичная отработка самых низких басов часто оказывается важнее динамической и фазовой точности на всем протяжении НЧ-диапазона. А вот объединив относительно компактный закрытый саб с приличными сателлитами, можно добиться куда более правильного звука — пускай и не наполненного сверхглубокими басами, зато крайне быстрого, собранного и четкого. Всё вышесказанное можно отнести и на счет полнодиапазонных колонок, «закрытые» модели которых изредка появляются на рынке.

Закрытый ящик

Плюсы: Образцовая скорость атаки и разрешение в низкочастотном диапазоне. Относительная компактность конструкции.

Минусы: Требуется достаточно мощный усилитель. Сверхглубоких басов на грани инфразвука добиться весьма затруднительно.

Дело — труба

Еще одним способом обуздания противофазного тылового излучения стал фазоинвертор, по-русски буквально «разворачиватель фазы». Чаще всего он представляет собой полую трубку, смонтированную на передней или задней поверхности корпуса. Принцип работы понятен из названия и незамысловат: раз избавляться от излучения обратной стороны диффузора трудно и нерационально, значит нужно синхронизировать его по фазе с фронтальными волнами и использовать на благо слушателей.

Амплитуда и фаза движения воздуха в фазоинверторе меняются в зависимости от частоты колебаний диффузора

По сути труба с воздухом является самостоятельной колебательной системой, получающей импульс от движения воздуха внутри корпуса. Обладая совершенно определенной частотой резонанса, фазоинвертор работает тем эффективнее, чем ближе колебания диффузора к частоте его настройки. Звуковые волны более высоких частот сдвинуть с места воздух в трубе просто не успевают, а более низкие хотя и успевают, но чем они ниже, тем сильнее смещается фаза излучения фазоинвертора, и, соответственно, его эффективность. Когда поворот фазы достигает 180 градусов, тоннель начинает откровенно и весьма эффективно глушить звук басового драйвера. Именно этим объясняется очень крутое падение звукового давления АС ниже частоты настройки фазоинвертора — 24 дБ/окт.

В борьбе с турбулентными призвуками конструкторы фазоинверторов постоянно экспериментируют

У закрытого ящика, между прочим, на частотах ниже резонансной спад АЧХ куда более плавный — 12 дБ/окт. Однако в отличие от глухой коробки, коробка с трубой в боковой стенке не заставляет конструкторов идти на любые хитрости ради максимального снижения резонансной частоты самого динамика, что довольно хлопотно и дорого. Тоннель фазоинвертора настроить куда проще — достаточно подобрать ее внутренний объем. Это, правда, в теории. На практике, как всегда, начинаются непредвиденные сложности, например, на больших уровнях громкости воздух на выходе из отверстия может шуметь почти как ветер в печном дымоходе. К тому же инертность системы частенько становится причиной падения скорости атаки и ухудшения артикуляции на басах. Одним словом, простор для экспериментов и оптимизации перед конструкторами фазоинверторных систем открывается просто невероятный.

Фазоинвертор

Плюсы: Энергичная отдача на НЧ, возможность воспроизведения самых глубоких басов, относительная простота и дешевизна изготовления (при изрядной сложности расчета).

Минусы: В большинстве реализаций проигрывает закрытому ящику в скорости атаки и четкости артикуляции.

Обойдемся без катушки

Попытки избавиться от генетических проблем фазоинвертора, а заодно и сэкономить на объеме корпуса без ущерба для глубины баса, натолкнули разработчиков на идею заменить полую трубу на мембрану, приводимую в движение колебаниями все того же рабочего объема воздуха. Проще говоря, в закрытом ящике установили еще один низкочастотный драйвер, только без магнита и звуковой катушки.

Пассивный излучатель может увеличить эффективную поверхность диффузора вдвое, или даже в трое, если в одной колонке они установлены парой

Конструкция получила название «пассивный излучатель» (Passive radiator), которое сплошь и рядом не слишком грамотно переводят с английского как «пассивный радиатор». В отличие от трубы сабвуфера, пассивный диффузор занимает куда меньше пространства в корпусе, не так критичен к расположению, и к тому же он, как и воздух внутри закрытого ящика, демпфирует ведущий драйвер, сглаживая его АЧХ.

Пассивный излучатель сабвуфера REL S/5. Основной драйвер направлен в пол

Еще один плюс — с увеличением площади излучающей поверхности для достижения нужного звукового давления требуется меньшая амплитуда колебаний, а значит, снижаются последствия нелинейной работы подвеса. Колеблются оба диффузора синфазно, а резонансная частота свободной мембраны настраивается точной регулировкой массы — к ней попросту подклеивают грузик.

Пассивный излучатель

Плюсы: Компактность корпуса при впечатляющей глубине басов. Отсутствие фазоинверторных призвуков.

Минусы: Увеличение массы излучающих элементов приводит к росту переходных искажений и замедлению импульсного отклика.

Выход из лабиринта

Акустика, вооруженная фазоинверторами и пассивными излучателями, воспроизводит глубокие басы благодаря резонаторам, работающим при посредничестве воздуха внутри АС. Однако кто сказал, что объем колонки не может играть роль низкочастотного излучателя сам по себе? Конечно может, и соответствующая конструкция называется акустический лабиринт. По сути, она представляет собой волновод, протяженностью в половину или четверть длины волны, на которой планируется добиться резонанса системы. Иными словами конструкция настраивается по нижней границе частотного диапазона АС. Конечно использовать волновод полной длины волны было бы еще эффективнее, но тогда для частоты, скажем, 30 Гц, его пришлось бы делать 11-метровым.

Акустический лабиринт — любимая конструкция акустиков-самодельщиков. Но при желании корпуса самой хитрой формы можно заказать и в готовом виде

Чтобы в колонке разумных размеров уместить даже вдвое более компактную конструкцию, в корпусе устанавливают перегородки, формирующие максимально компактный изогнутый волновод, поперечным сечением примерно равным площади диффузора.

От фазоинвертора лабиринт отличается в первую очередь менее «резонансным» (то есть не акцентированным на определенной частоте) звучанием. Относительно низкая скорость и ламинарность движения воздуха в широком волноводе препятствует возникновению турбулентности, порождающей, как мы помним, нежелательные призвуки. Кроме того, в данном случае драйвер свободен от компрессии, повышающей резонансную частоту, ведь его тыловое излучение не встречает практически никаких препятствий.

Схема для расчета корпуса на dbdynamixaudio.com

Бытует мнение, что акустические лабиринты создают меньше проблем со стоячими волнами в комнате. Однако при малейших просчетах в разработке или изготовлении, стоячие волны могут возникнуть в самом волноводе, который, в отличие от фазоинвертора, имеет куда более сложную структуру резонансов.

Вообще надо сказать, что грамотный расчет и точная настройка акустического лабиринта — процессы весьма непростые и трудоемкие. Именно по этой причине данный тип корпуса встречается нечасто, и только в АС очень серьезного ценового уровня.

Акустический лабиринт

Плюсы: Не только хорошая отдача, но и высокая тональная точность басов.

Минусы: Нешуточные размеры, очень высокая сложность (читай — стоимость) создания правильно работающей конструкции.

Эй, на пароме!

Рупор — самый древний и, пожалуй, самый провокационный тип акустического оформления. Выглядит круто, если не сказать эпатажно, звучит ярко, а временами… В старых фильмах герои иногда кричат друг другу что-то в рупор, и характерная окраска такого звука давно стала мемом и в музыкальном, и в киношном мире.

Avantgarde Acoustics Trio с низкочастотным рупорным массивом Basshorn XD высотой 2,25 м

Конечно от жестяной воронки с ручкой теперешняя акустика ушла очень далеко, но принцип работы все тот же — рупор повышает сопротивление воздушной среды для лучшего согласования с относительно высоким механическим сопротивлением подвижной системы динамика. Таким образом, повышается его КПД, а заодно и формируется четкая направленность излучения. В отличие от всех описанных ранее конструкций, рупор чаще всего используется в высокочастотных звеньях АС. Причина проста — его сечение увеличивается по экспоненте, и чем ниже воспроизводимая частота, тем большим должен быть размер выходного отверстия — уже на 60 Гц потребуется раструб диаметром 1,8 м. Понятно, что такие монструозные конструкции больше подходят для стадионных концертов, где их действительно периодически можно встретить.

Главный козырь адептов рупорного воспроизведения заключается в том, что акустическое усиление позволяет при заданной звуковой отдаче уменьшить ход мембраны, а значит, поднять чувствительность и улучшить музыкальное разрешение. Да-да, снова кивок обладателям ламповых однотактников. К тому же при грамотном расчете раструбы могут играть роль акустических фильтров, круто отсекая звук за пределами своей полосы и позволяя ограничиться самыми простыми, а потому вносящими минимальные искажения электрическими кросоверами, а иногда и вообще обойтись без них.

Системы Realhorns — особая акустика для особых случаев

Скептики же не устают напоминать о характерной рупорной окраске, особенно заметной на вокале, и придающей ему характерную гнусавость. Побороть данную неприятность действительно нелегко, хотя судя по тому, как играют лучшие образцы High-End-рупоров, вполне реально.

Плюсы: Высокий акустический КПД, а значит, отличная чувствительность и неплохое музыкальное разрешение системы.

Минусы: Характерная трудноустранимая окраска звука, недетские размеры средне- и тем более низкочастотных конструкций.

Круги на воде

Именно такой аналогией проще всего описать характер излучения контрапертурных акустических систем, впервые разработанных в Советском Союзе в 80-х годах прошлого века. Принцип работы нетривиален: пара одинаковых динамиков смонтирована так, что их диффузоры расположены друг напротив друга в горизонтальной плоскости и двигаются симметрично, то сжимая, то разжимая воздушную прослойку. В результате создаются кольцевые воздушные волны, равномерно расходящиеся во все стороны. Причем характеристики этих волн в процессе их распространения искажаются минимально, а их энергия затухает медленно — пропорционально расстоянию, а не его квадрату, как в случае обычных АС.

Duevel Sirius сочетает элементы рупорной и контрапертурной конструкций

Помимо дальнобойности и круговой направленности, контрапертурные системы интересны на удивление широкой вертикальной дисперсией (порядка 30 градусов против стандартных 4-8 гр.), а также отсутствием доплеровского эффекта. Для динамиков он проявляется в биениях сигнала, вызванных постоянным изменением расстояния от источника звука до слушателя из-за колебаний диффузора. Правда, реальная слышимость данных искажений до сих пор вызывает много споров.

Взаимное проникновение концентрических звуковых полей правой и левой колонок создают весьма обширную и равномерную зону объемного восприятия, то есть по сути вопрос точного позиционирования АС относительно слушателя становится не актуален.

Итальяно-российская контрапертурная акустика Bolzano Villetri

Обратная сторона медали — большая опасность ранних отражений этих волн от стен и мебели, о вредоносности которых я подробно рассказывал в статье «Азы акустики для чайников: как правильно расставить колонки в комнате».

Характерная особенность контрапертуры в том, что звук, приходящий к слушателю фактически со всех сторон, хотя и создает впечатляющий эффект присутствия, не может в полной мере передать информацию о звуковой сцене. Отсюда рассказы слушателей об ощущении летающего по комнате рояля и прочих чудесах виртуальных пространств.

Контрапертура

Плюсы: Широкая зона эффектного объемного восприятия, натуралистичность тембров благодаря нетривиальному использованию волновых акустических эффектов.

Минусы: Акустическое пространство заметно отличается от звуковой сцены, задуманной при записи фонограммы.

Если вы думаете, что на этом список вариантов оформления колонок исчерпывается, значит вы сильно недооцениваете конструкторский энтузиазм электроакустиков. Я описал только наиболее ходовые решения, оставив за кадром близкую родственницу лабиринта — трансмиссионную линию, полосовой резонатор, корпус с панелью акустического сопротивления, нагрузочные трубы.

Nautilus от Bowers & Wilkins — одна из самых необычных, дорогих и авторитетных в плане звучания акустических систем. Тип оформления — нагрузочные трубы

Подобная экзотика встречается довольно редко, но иногда она материализуется в конструкции с действительно уникальным звучанием. А иногда и нет. Главное не забывать, что шедевры, как и посредственности, встречаются во всех оформлениях, что бы ни говорили идеологи того или иного бренда.

Подготовлено по материалам журнала «Stereo & Video», июнь 2016 г. www.stereo.ru

Эту статью прочитали 235 734 раза
Статья входит в разделы: Как выбрать. Гид покупателя Полезные советы

Поделиться материалом:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *