Циолковский и королев как основоположники космических полетов
Перейти к содержимому

Циолковский и королев как основоположники космических полетов

  • автор:

К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И С. П. КОРОЛЕВ, КАК ОСНОВОПОЛОЖНИКИ КОСМОНАВТИКИ. О СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ИХ ВКЛАДА В ЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Пытаясь оценить значимость творчества К.Э. Циолковского и С. П. Королева в становлении космонавтики, докладчик на основе полувекового опыта исследований истории РКТ (ракетно-космической техники), включая участие в Чтениях, посвященных исследованию творчества К.Э. Циолковского и С. П. Королева, пришел к однозначному выводу, что эта значимость беспрецедентна, и рядом с ними нельзя поставить никого другого – даже из самых выдающихся деятелей отечественной и мировой науки и техники. Легко увидеть, что к такому же выводу, даже без специальных исследований, за последние 40 лет пришло все общественное сознание, за исключением отдельных авторов, преследующих личные цели, далекие от объективности.

Высшую в истории науки жизненную цель – найти способ осуществления космических полетов для овладения неограниченными богатствами космоса и спасения человечества от всех угроз – Циолковский поставил перед собой в 16-летнем возрасте, спустя 187 лет после публикации труда Ньютона, из которого следовало, что полеты во внеземное пространство неосуществимы. Через 24 года целеустремленных поисков Циолковский решил поставленную задачу. И еще через 5 лет, в мае 1903 г., сообщил миру о своем великом открытии: возможности с помощью реактивного способа достигать неограниченных скоростей, основанном на нем столь же великом изобретении – управляемой ракете на жидком химическом топливе, способной развить космическую скорость при использовании уже известных науке и технике законов, веществ и процессов.

Новым теоретикам космонавтики, появившимся 10-20 лет спустя, оставалось лишь находить технические решения, способствующие ускорению осуществления идей Циолковского, но и в этих поисках Циолковский постоянно опережал своих молодых коллег. Легко показать, что все они, независимо от признания или непризнания приоритета русского ученого, следовали по проложенному им пути. Его труды и неординарный образ оказывали и продолжают оказывать постоянное воздействие на всех энтузиастов космонавтики. И наиболее существенным здесь является то, что они оказали непосредственное воздействие на выбор жизненной цели 22-летним инженером Сергеем Павловичем Королевым.

Писали и говорили о великом значении идей Циолковского многие, но последовательно проводил эти идеи в жизнь и на словах, и на деле только один Королев, которому после смерти Ф. А. Цандера и Б. С. Петропавловского не с кем было даже посоветоваться при принятии ответственных решений по развитию космонавтики. Хорошо, что все эти годы он находил моральную дружескую поддержку гирдовцев Ю. А. Победоносцева и М. К. Тихонравова. Ни в государственных органах, ни в Совете главных конструкторов, ни в Академии наук, ни у коллег по НИИ-88 и ОКБ-1 Королев не находил понимания, когда говорил, что идеи Циолковского – не дань истории и патриотизму, а руководство к действию.

Следует вспомнить, что в 50-е – 60-е годы в мире никакой общей теории освоения космоса не разрабатывалось ни в виде стратегии, ни даже в виде тактики. Вся эта теория, опиравшаяся на идеи Циолковского, существовала лишь в голове Главного конструктора и излагалась в документах, направлявшихся им государственному руководству (например, 25.05.54 г. и 05.07.58 г. Материалы по истории космического корабля «Восток». М.1991). Ведь тогда в структуре государственных политических, научно-промышленных и оборонных органов еще не существовало специальных космических подразделений, перед которыми бы ставились задачи по разработке советской космической программы и планированию ее осуществления. В дальнейшем, пока жил и боролся Королев, советская, а вслед за нею и мировая космонавтика постоянно наращивала достижения в освоении космоса. После его гибели королёвские темпы и размах постоянно падали, хотя созданный задел позволял Советскому Союзу оставаться на уровне, достойном родины космонавтики.

После распада СССР наша космонавтика пережила второй глубокий кризис, и только в последнее пятилетие начался заметный подъем. Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королева даже выдвинула новую космическую программу, достойную своего тезономинанта. Но для ее отстаивания не нашлось современного Королева. Да и смог ли бы сам Королев «пробить» эту лунно-планетную программу в современных условиях диктата наших американских друзей.

Copyright © ГМИК имени К.Э. Циолковского. Все права защищены.
Права на материалы тезисов докладов принадлежат авторам докладов.
Для перепечатки материалов необходимо письменное разрешение.

Циолковский и королев как основоположники космических полетов

5 (17) сентября 1857 г. в селе Ижевское Рязанской области в семье лесничего родился Константин Эдуардович Циолковский, русский учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля; основоположник современной космонавтики.

В 1868 г. в связи с новым назначением отца семья Циолковских переехала в Вятку, и в 1869 г. Константин поступил в Вятскую мужскую гимназию. Проблемы со слухом, явившиеся следствием перенесённой скарлатины, не позволили ему завершить образование в гимназии, и с 14 лет он стал заниматься самостоятельно. В 1873 г. Циолковский переехал в Москву, где продолжил образование — изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 г. Циолковский экстерном сдал экзамены на звание учителя уездных училищ и через год получил назначение в Боровское уездное училище Калужской губернии. В 1892 г. он был переведён в Калужское уездное училище, а с 1898 г. начал также преподавать математику и физику в женском епархиальном училище в Калуге.

Первые научные исследования Циолковского относятся к 1880-м гг. Не зная об уже сделанных открытиях западных учёных, молодой исследователь в 1880-81 гг. написал работу «Теория газов», в которой изложил основы кинетической теории газов. Его вторая работа «Механика животного организма», написанная в те же годы, получила благоприятный отзыв русского физиолога И. М. Сеченова, и Циолковский был принят в Русское физико-химическое общество. В 1885-1892 гг. он выполнил значительную часть своих работ по обоснованию возможности постройки цельнометаллического управляемого дирижабля, а с 1896 г. систематически стал заниматься теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий.

Основные труды Циолковского были связаны с четырьмя проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий. В первом печатном труде о дирижаблях — «Аэростат металлический управляемый» (1892) —, он дал научное и техническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой. После переезда в 1892 г. в Калугу учёный обратился к новой и мало изученной в то время области — созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха.

Циолковскому принадлежит идея постройки аэроплана с металлическим каркасом. В статье «Аэроплан, или Птицеподобная (авиационная) летательная машина» (1894) учёным были даны описание и чертежи моноплана, который по своему внешнему виду и аэродинамической компоновке предвосхитил конструкции самолётов, появившихся спустя 15-18 лет. Важные научные результаты были получены исследователем в теории движения ракет (ракетодинамике). В 1903 г. в статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами» Циолковский применил общие законы механики к теории полёта ракеты переменной массы и обосновал возможность межпланетных сообщений. Им впервые была решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишённых атмосферы.

В 1920-х гг. Циолковский много работал над созданием теории полёта реактивных самолётов, изобретя свою схему газотурбинного двигателя. В 1926-29 гг. учёный разработал теорию многоступенчатых ракет и первым решил задачу о движении ракеты в неоднородном поле тяготения, а также вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей. Он первым изучил вопрос о ракете как искусственном спутнике Земли и высказал идею создания околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца и промежуточных баз для межпланетных сообщений. Помимо этого, исследователь изучал медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полётах.

В своих философско-художественных работах Циолковский развивал «космическую философию», которая опирается на концепцию «атома» как бессмертного одушевлённого элементарного существа, курсирующего от организма к организму во Вселенной. Многие идеи философии учёного легли в основу так называемого русского космизма.

Труды Циолковского в огромной степени способствовали развитию ракетной и космической техники в Советском Союзе и за рубежом. За «Особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны СССР» Циолковский в 1932 г. был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.

Константин Эдуардович Циолковский умер 19 сентября 1935 г. в Калуге. Имя Циолковского носит первый в мире музей космической тематики — Государственный музей истории космонавтики.

Лит.: Арлазоров М. С. Циолковский. Тула, 1977; Воспоминания о К. Э. Циолковском. Калуга, 1957; Впереди своего века: О К. Э. Циолковском. М., 1970; Дёмин В. Н. Циолковский. М., 2005; К. Э. Циолковский (1857—1935 гг.): Библиографический указатель. Калуга, 1983; К. Э. Циолковский: Исследование научного наследия и материалы к биографии: Сб. статей. М., 1989; Кочетков В. Н. Золотая подкова: О К. Э. Циолковском. М., 1994; Львов В. Е. Страницы жизни Циолковского. Л., 1963; Перельман Я. И. Циолковский. Жизнь и технические идеи. Л., 1937; Рынин Н. А. Русский изобретатель и ученый К. Э. Циолковский. Л., 1931; Циолковский Константин Эдуардович // Архив РАН. Фонд № 555; То же [Электронный ресурс]. URL: http://isaran.ru/isaran/isaran.php?page=fond&guid=3BAF5E57-9A67-13DD-7FA5-B5F68BD7A171&ida=1&sid=tfcn1g72oc86bols34qbd18gb5; Циолковский К. Э. Собрание сочинений. В 4 т. М., 1951—1964; Он же. Будущее Земли и человечества. Калуга. 1928; Он же. Монизм Вселенной. Калуга, 1931; Он же. Образование солнечных систем и споры о причине космоса. Калуга, 1925; Он же. Очерки о Вселенной. М., 2001; Чернышёв Н. Г. Проблема межпланетных сообщений в работах К. Э. Циолковского и других отечественных учёных. М., 1953; Чижевский А. Л. Аэроины и жизнь: Беседы с Циолковским. М., 1999.

См. также в Президентской библиотеке:

Звездный путь К. Э. Циолковского и С. П. Королева

Позднякова, А. С. Звездный путь К. Э. Циолковского и С. П. Королева / А. С. Позднякова, С. А. Мартынова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 3 (12). — С. 122-126. — URL: https://moluch.ru/young/archive/12/973/ (дата обращения: 07.03.2024).

Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство

Циолковский К. Э.

Пятьдесят шесть лет назад произошло событие, которое открыло новую страницу в истории человечества — легендарный «Восток-1» с человеком на борту положил начало освоению космического пространства. На нашего земляка Юрия Алексеевича Гагарина, ранее безызвестного летчика, обрушилась мировая слава, он стал первопроходцем космоса. Но этот подвиг он совершил не в одиночку. За ним стояли великие ученые, которые не боялись мечтать, идти против общества, которое не понимало и не поддерживало их. Но несгибаемый дух и верность своим мечтам открыли всему миру имена таких людей, как Константин Эдуардович Циолковский и Сергей Павлович Королёв.

О полетах люди мечтали с самых древних времен. Однако долгое время такие фантазии считались уделом чудаков, а то и еретиков. Особенно — если речь заходила о других планетах. Но к концу XIX века эти грезы постепенно стали принимать реальные очертания, чтобы в XX столетии сделаться былью. Человеком, указавшим дорогу в небо и связавшим мечты с действительностью, был Циолковский

Рис. 1. Портрет Циолковского

Константина Эдуардовича называют Отцом Космонавтики. «Новый гражданин Вселенной» появился на свет 5 сентября 1857 года в селе Ижевском Рязанской губернии. Семья была многодетной — тринадцать детей, но большинство умерли в раннем возрасте, до зрелых лет дожили только четверо.

Рисунок №2 Семья Циолкоских.jpg

Рис. 2. Семья Циолковских

Уже с ранних лет мальчик «читал все, что можно достать», и так любил фантазировать, что даже платил младшему брату за то, чтобы тот «слушал мои бредни». Наряду с этим, Костя любил активные и даже довольно рискованные забавы: он лазал по крышам, отлично плавал и катался на коньках, а в ледоход прыгал по льдинам. В возрасте 9 лет Циолковский почти полностью потерял слух, однако, по его собственному признанию, несчастье «углубляло в самого себя, заставляло искать великих дел». Дела в Вятской гимназии шли не важно, ещё не свыкшийся с потерей слуха Костя, успехами в учебе не блистал. «Некоторое просветление» наступило, когда мальчику исполнилось четырнадцать лет. То, что он не мог получать от учителей, ему возместили книги. Не поступив в Высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана), остался жить в Москве.

Рисунок №3 Высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана).jpg

Рис. 3. Высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана)

«Кроме воды и чёрного хлеба у меня тогда ничего не было. Каждые три дня я ходил в булочную и покупал там на 9 копеек хлеба. Таким образом, я проживал в месяц 90 копеек». Все свободные деньги он тратил на книги, приборы и химические препараты.

Он самостоятельно освоил значительную часть университетской программы, но обстоятельства заставили его вернуться из Москвы в Вятки. Он долгое время служил преподавателем гимназии в Калуге, продолжая уделять все свободное время своим исследованиям.

Рисунок №4 Здание гимназии.jpg

Рис. 4. Здание гимназии (ныне Лицей № 9 Имени К. Э. Циолковского)

Однажды изобретатель запустил изготовленный им воздушный шар — из того посыпались искры, и это едва не привело к пожару.

Рисунок №5 Воздушный шар.jpg

Рис. 5. Воздушный шар братьев Монгольфье, подобный тому, что запускал Циолковский

Летом Константин Эдуардович мастерил лодки собственной конструкции, зимой катался по реке на коньках и на санях, используя зонт в качестве паруса, позже он сделал специальное парусное кресло. «По реке ездили крестьяне. Лошади пугались мчащегося паруса, прохожие ругались матерным гласом. Но по глухоте я долго об этом догадывался», — вспоминал Циолковский с юмором. Обыватели считали его в лучшем случае чудаком. Его «подозревали в том, чего не было», чуть ли не в связях с революционерами. Но шли годы, развивалась наука и техника, и идеи Циолковского постепенно начали находить отклик у ученых. После выхода второй части «Исследования мировых пространств ракетными приборами» у Константина Эдуардовича появились последователи и единомышленники.

Рисунок №6 Обложка журнала Научное обозрение.jpg

Рис. 6. Обложка журнала «Научное обозрение», где была опубликована статья

Многочисленные авторы выдвигали проекты конструирования реактивных самолетов, популяризировали идею Циолковского о возможности завоевать пространства, выходящие за пределы воздушного слоя Земли. «Циолковский не только один из многих завоевателей воздушной стихии. Это гений, открывающий грядущим поколениям путь к звездам. О нем надо кричать! Его идеи надо сделать достоянием возможно более широких читательских масс», — писал профессор Николай Алексеевич Рюмин. Первые послереволюционные годы оказались очень трудными для ученого. Когда в августе 1918 года Социалистическая академия избрала его членом-соревнователем, жить стало чуть легче. Циолковского часто приглашали в Москву, но он отказывался.

Рис. 7. Рабочий кабинет Циолковского

При этом официальная наука по-прежнему его не принимала, помогали Российское общество любителей мироведения и Союз самоучек. В 1926 году Константин Эдуардович наметил грандиозную программу развития ракетной техники и освоения космоса, начинающуюся с реактивных самолетов и заканчивающуюся расселению человечества по всему Млечному Пути. Некоторые его космические идеи кажутся довольно экстравагантными. Так, он рассматривал возможность дозаправки ракет в воздухе, во время полета. В последние годы жизни его все больше интересовали философские, мировоззренческие вопросы, размышления о сущности Вселенной. Он вел обширную переписку не только с учеными, но и с писателями: Максимом Горьким, Николаем Заболоцким, Александром Беляевым, щедро делясь с ними своими идеями. Незадолго до смерти Циолковский признавался: «Я продолжаю вычислять и изобретать…Сколько я передумал, какие только мысли прошли через мой мозг. Это уже не фантазии, а точное знания, основанное на законах природы; готовятся новые открытия и новые сочинения…»

Рисунок №8 Циолковский со слуховой трубкой.jpg

Рис. 8. Циолковский со слуховой трубкой

Его приветствие транслировалось по Всесоюзному радио. «Герои и смельчаки проложат первые трассы: Земля — орбита Луны, Земля — орбита Марса и ещё далее: Москва — Луна, Калуга-Марс», — прогнозировал ученый и надеялся, что его слушатели станут «свидетелями первого заатмосферного путешествия». Ранее никому не известный ученый на глазах превращался в легендарную фигуру. Рак унес жизнь Отца Космонавтики, который оставил потомкам в наследство свои труды и идеи.

Рис. 9. Похороны Циолковского

Циолковский верил, что уже его современники станут свидетелями космических полетов, и в этом он не ошибался. Ему довелось перенести великое количество несчастий. Ранняя глухота, беспросветная бедность, смерть детей (он пережил пятерых из них), пожары и наводнения, которые уничтожали его труды, непонимание даже со стороны самых близких людей. Но ничего не могло уничтожить его мечту, сломить его дух. «Земля — колыбель человечества. Но нельзя вечно жить в колыбели», — знаменитые слова Константина Эдуардовича сыграли большую роль на последующие поколения людей, мечтающих о космосе. Он стал основоположником космического полета, первым показал, как возможно преодолеть земного тяготение, его уравнения не потеряли практической ценности и в наши дни.

Мечты Циолковского об освоении космического пространства воплотил в жизнь Сергей Павлович Королев.

Рисунок №10 Портрет Королева.jpg

Рис. 10. Портрет Королева

Он родился 12 января 1907 в городе Житомире в семье учителя русской словесности и дочери нежинского купца. Легендарный конструктор ОКБ-1, стал человеком, сумевшим технически воплотить мечты Циолковского о космических полетах в жизнь. «То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра — свершением, — говорил Королев. Считается, что именно Циолковский зародил в душе молодого ученого страсть к ракетостроению. Без «Гениального конструктора», его имя было засекречено до самой его смерти, нашей стране вряд ли удалось бы стать космической державой. Некоторые периоды его жизни можно назвать чудом. Будто сама судьба вела его по краю жизни, спасая в моменты, когда Королев мог умереть от голода, быть расстрелян, утонуть во время кораблекрушения. Человек с непростой и в тоже время удивительной судьбой сначала гонимый властью, потом ею же допущенный к стратегически важным проектам. Хотя казалось, что судимость навсегда закрыла его путь к звездам. Но Королев был первым, кого включили в список кандидатов, которые должны были принять участие в создания баллистических ракет. Он запустил первый искусственный спутник Земли.

Рисунок №11 Первый искусственный спутник Земли.jpg

Рис. 11. Первый искусственный спутник Земли

И впервые отправил человека в космос.

Рисунок №12 Запуск космического корабля Восток-1.jpg

Рис. 12. Запуск космического корабля «Восток-1»

Свою ракету Королев снабдил самой надежной системой аварийного спасения. Такая есть только у нас. Она работает на всех этапах полета до подъема в верхние слои атмосферы. Скафандр — то, что должно защищать космонавта и обеспечивать его безопасность в полете.

Рисунок №13 Скафандр.jpg

Рис. 13. Скафандр

И это тоже — дело рук Королева. О его трудоспособности ходили легенды. «Он был требовательным, и в то же время человечным. Он иногда срывался, кого-то он мог уволить с работы за какие-то проступки, некоторых он увольнял по два раза, а потом приводил — и никаких гвоздей, как будто ничего не было. Но зато работа шла», — рассказывает летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Борис Волынов.

Рисунок №14 С.П. Королёв.1961 год.jpg

Рис. 14. С. П. Королёв.1961 год

Ради работы он жертвовал всем, даже здоровьем — ни разу не ушел на больничный, хотя у него было больное сердце. В январе 1966 года он ложится на операцию. Прямо на операционном столе выяснилось, что у Королева — опухоль. Для продолжения операции, надо было ввести дыхательную трубку в трахею — но опытные врачи сделать этого не смогли. Как выяснилось позже — в 38-ом во время допроса следователь сломал Королеву челюсть, после этого он не мог улыбаться и широко открывать рот. Это и станет одной из причин неудачной операции. Его не стало 14 января 1966 года. Американский конструктор Вернер Фон Браун проиграет Королеву все этапы космической гонки, взяв реванш только при полете человека на Луну. Но гениального Сергея Королева к тому времени уже не будет в живых. Он уйдет непобежденным.

Рисунок №15 Памятник С.П.Королеву в городе Королеве.jpg

Рис. 15. Памятник С. П. Королеву в городе Королеве

Благодаря людям, имена многих из которых даже не известны, окрылись миру дороги в неизвестность, загадки которой человеку только предстоит разгадать. МКС станет местом проведения экспериментов, наблюдений и исследований.

Рисунок №16 МКС.jpg

Рис. 16. Международная космическая станция

Ученые смогут изучать влияние невесомости на организм человека и создавать материалы, которые невозможно получить в земных условиях. Появляются и космические туристы. Космос, манящий своей неизведанностью и чарующей красотой, становится ближе. А сколько ещё открытий предстоит сделать человечеству, если и в наше время будут такие люди. Мечтающие, готовые идти до самого конца, добиваться своей цели, готовые отдать все ради достижения поставленной задачи.

Главными задачами развития российской пилотируемой космонавтики до 2020 года являются эксперименты и исследования, проводимые на отечественном сегменте МКС, а также разработка новой системы транспортно-технического обеспечения на основе космического пилотируемого корабля нового поколения. В то же время наша страна должна эффективно осваивать околоземное пространство и заниматься реализацией программы по освоению естественного спутника Земли и отрабатывать основные технологии для подготовки пилотируемого полета к Марсу и другим планетам нашей Солнечной системы. Новая российская программа предусматривает, в частности, разработку ракеты-носителя сверхтяжелого класса, активное освоение естественного спутника Земли, создание робота-космонавта, который будет оказывать помощь экипажу МКС во время совершения выходов в открытый космос.

  1. Перспективы развития российской космонавтики // Военное обозрение. URL: https://topwar.ru/60730-perspektivy-razvitiya-rossiyskoy-kosmonavtiki.html
  2. А. Монвиж-Монтвид. Константин Циолковский // Наша история. 100 великих имен. — 2011. — № 54. — С. 6–19.
  3. А. Монвиж-Монтвид. Юрий Гагарин // Наша история. 100 великих имен. — 2011. — № 5. — С. 24–25.
  4. Королёв Сергей Павлович // Свободная энциклопедия «Википедия». URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %9A %D0 %BE %D1 %80 %D0 %BE %D0 %BB %D1 %91 %D0 %B2,_ %D0 %A1 %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %B3 %D0 %B5 %D0 %B9_ %D0 %9F %D0 %B0 %D0 %B2 %D0 %BB %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %B8 %D1 %87
  5. Циолковский Константин Эдуардович // Свободная энциклопедия «Википедия». URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A6 %D0 %B8 %D0 %BE %D0 %BB %D0 %BA %D0 %BE %D0 %B2 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B8 %D0 %B9,_ %D0 %9A %D0 %BE %D0 %BD %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D0 %BD %D1 %82 %D0 %B8 %D0 %BD_ %D0 %AD %D0 %B4 %D1 %83 %D0 %B0 %D1 %80 %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %B8 %D1 %87

Основные термины (генерируются автоматически): Москва, Королев, высшее техническое училище, долгое время, космическое пространство, естественный спутник Земли, искусственный спутник Земли, время, земля, идея.

ЦИОЛКОВСКИЙ И КОРОЛЕВ: МЕЧТЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

В космос на реактивной тяге – эта гениальная идея К. Э. Циолковского стала реальностью благодаря конструкторскому таланту С. П. Королева. Имя Главного конструктора связано прежде всего с запусками первых искусственных спутников и полетами первых космонавтов. Но мало кто знает, что Королев разрабатывал и программу экспедиции на Марс. Об этом направлении его деятельности рассказывает Владимир Евграфович Бугров, непосредственный разработчик марсианского и лунного проектов Королева, ведущий конструктор по лунному экспедиционнму комплексу и по системе «Энергия»—«Буран», в 1966—1968 годах — участник отряда космонавтов для подготовки к полету на Луну.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Нынешний, 2007 год богат знаменательными космическими датами. Столетие со дня рождения Сергея Павловича Королева и 150-летие со дня рождения Константина Эдуардовича Циолковского отмечаются на пятидесятом году космической эры, о наступлении которой в октябре 1957 года возвестил первый искусственный спутник Земли. Мы можем гордиться тем, что это величайшее достижение человеческой цивилизации — результат труда наших соотечественников. И Циолковский и Королев стремились к общей цели — преодолеть земное тяготение, выйти в околосолнечное пространство, полететь к другим планетам. Циолковский писал: «Вы же знаете, что я отдал всю свою жизнь во имя межпланетных путешествий». Еще в начале ХХ века он не только теоретически обосновал возможность полета в околосолнечном пространстве, но и предопределил облик будущего межпланетного корабля.

Осуществлению мечты о полете в космос посвятил свою жизнь С. П. Королев. Уже в 24 года он — талантливый авиаконструктор. На его планере впервые в мире выполнены мертвые петли. Грифом «впервые в стране и в мире» отмечено большинство его последующих изобретений. В 27 лет Королев увлекся идеями Циолковского. Вместе с коллегами-энтузиастами он создал и возглавил Группу изучения реактивного движения (ГИРД). В Москве, у Красных Ворот, в подвале дома номер 19 по Садово-Спасской улице, зарождались отечественное ракетостроение и космонавтика. Полет человека на Марс — вот о чем мечтали сотрудники ГИРДа. Семнадцатого августа 1933 года запущена первая советская ракета на жидком топливе, сконструированная М. К. Тихонравовым, соратником Королева. Этот день можно считать днем рождения отечественного ракетостроения и робким шагом к далекой цели.

Через 27 лет, в 1960 году, началась практическая разработка межпланетного корабля. Но путь Королева к этой цели был тернист. Ему пришлось столкнуться с необоснованными обвинениями и арестом в 1938 году. Шесть лет он провел в лагерях и «шарашках» НКВД.

В 1946 году, через два года после досрочного освобождения, ему, бывшему зэку, доверили решение главной задачи для обороны страны от ядерного нападения: Королева назначили главным конструктором баллистических ракет дальнего действия. Он блестяще справился с задачей. Первая в мире межконтинентальная ракета с ядерным боезарядом, знаменитая «семерка» (Р-7), стала в то же время первой в мире космической ракетой, доставившей на околоземную орбиту и первый искусственный спутник Земли, и корабль с первым космонавтом — Юрием Гагариным. Ее модификации — «Спутник», «Луна», «Восток», «Молния», «Восход», «Союз» — обеспечили запуски более двух тысяч космических кораблей и аппаратов и по сей день исправно доставляют экипажи на околоземную орбиту.

Советские спутники, межпланетные автоматические станции и космические корабли создавались в Особом конструкторском бюро (ОКБ-1) под руководством Королева, а проектировались в отделе № 9 под руководством Тихонравова. Накопив опыт, Королев решил вернуться к идеям Циолковского и сосредоточить усилия на межпланетном полете.

Постановление Правительства от 23 июня 1960 года предписывало создание ракетной космической системы для выведения на орбиту тяжелого межпланетного корабля массой 60—80 тонн. О таком корабле Королев и Тихонравов мечтали еще в ГИРДе. Расчеты показывали, что для пилотируемого полета вокруг Солнца, за пределами земного тяготения, стартовая масса ракеты должна составлять 2800 тонн (на порядок больше, чем у Р-7). С. П. Королев вместе со своим заместителем В. П. Мишиным и М. К. Тихонравовым приступили к созданию марсианской ракеты Н1 и тяжелого межпланетного корабля (ТМК).

По указанию Королева разрабатывался вариант корабля с использованием для разгона на пути к Марсу жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) вместо электрореактивных двигателей (ЭРДУ). Оказалось, что энергетически наиболее выгоден вариант с аэродинамическим торможением для выхода на орбиту спутника Марса. Суть его в том, что переход на орбиту спутника Марса осуществляется не за счет импульса тормозного ракетного блока, а путем многократного погружения комплекса в марсианскую атмосферу. Примерно за семь погружений происходит торможение и формируется нужная высота круговой орбиты.

Вариант с аэродинамическим торможением позволял в два-три раза снизить стартовый вес корабля. Эта схема была принята Королевым и Тихонравовым в качестве основной для дальнейшей проработки, а проект приобрел следующий облик: комплекс массой 400—500 тонн собирается из 75-тонных составных частей, выводимых на орбиту трехступенчатой ракетой Н1. Испытания на орбите и подготовку к полету проводят бригады космонавтов из специалистов КБ и заводов-изготовителей. Старт с земной орбиты к Марсу обеспечивает разгонный блок с жидкостными ракетными двигателями (вариант с электрореактивными двигателями тоже рассматривался, но не был принят Королевым). В состав ТМК входят орбитальный модуль, двигательная установка для коррекции траектории, аппарат для возвращения экипажа на Землю. Экипаж из трех человек обеспечивается пищей, водой и воздухом за счет круговорота веществ в замкнутом биолого-техническом комплексе (ЗБТК) на основе оранжереи, использующей солнечное излучение (как и предлагал Циолковский еще в начале ХХ века). Торможение и переход на орбиту спутника Марса происходят в результате многократных прохождений через марсианскую атмосферу. Предполагалось, что доставку двух космонавтов на поверхность Марса и возвращение их на ТМК обеспечит посадочный комплекс, в состав которого войдут тормозные и посадочные устройства, посадочная и взлетная двухступенчатая ракеты и капсула возвращения. Разгон от Марса к Земле осуществляет ракетный блок. Возвращение экипажа на Землю происходит в возвращаемом аппарате массой 2,1 тонны (0,5% от начального веса) со второй космической скоростью.

Королев представил проект ТМК в составе эскизного проекта по ракете Н1 на рассмотрение утвержденной правительством межведомственной экспертной комиссии. Летом 1962 года проект был одобрен комиссией и утвержден ее председателем, президентом АН СССР М. В. Келдышем. По сей день этот проект является единственным официальным отечественным проектом экспедиции на Марс.

К лету 1964 года мы были готовы начать работы по ТМК с привлечением смежных организаций. Но Королеву сделали предложение, от которого он не смог отказаться. Речь шла о лунном проекте. Американцы интенсивно разрабатывали программу высадки на Луну с 1961 года. Хрущев с большим опозданием принял решение: «Луну американцам не отдавать». Постановлением от 3 августа 1964 года Королеву поручалось высадиться на Луну раньше американцев. Он начал мучительные доработки марсианской ракеты Н1 под лунную программу Л3. Стартовая масса ракеты увеличилась на 600 тонн. Работы по ТМК отошли на второй план.

После внезапной смерти С. П. Королева в 1966 году тяжкое бремя руководства всей грандиозной программой ложится на его первого заместителя и преемника Василия Павловича Мишина. Элементы межпланетной экспедиции отрабатываются при запусках кораблей и автоматических станций. В Институте медико-биологических проблем, созданном в 1963 году по инициативе Королева, на макете ТМК до 1975 года проводились длительные испытания систем жизнеобеспечения в условиях, имитирующих межпланетный полет. В отделе Тихонравова разработана система автоматической стыковки на орбите, необходимая для сборки межпланетного комплекса. В 1969 году впервые в мире осуществлена автоматическая стыковка двух беспилотных кораблей. В 1966 году в ОКБ-1 образован отряд гражданских космонавтов; по замыслу Королева им предстояло собирать и испытывать межпланетный корабль на околоземной орбите. Успешно проведены летные испытания на орбите лунного посадочного корабля — прототипа марсианского. Подготовлен к испытаниям штатный лунный орбитальный корабль — предполагаемый межорбитальный буксир. В 1968—1974 годах собраны, испытаны и подготовлены к летным испытаниям пять лунных комплексов Л3.

Ракета Н1, модернизированная под лунную программу, прошла наземную отработку. Введены в строй наземные сооружения ракетного комплекса. С 1969 года начались летные испытания Н1. До 1972 года проведено четыре пуска. Ракета показала хорошие летные характеристики. К 1974 году две ракеты Н1 с новыми отработанными двигателями Н. Д. Кузнецова были подготовлены к летным испытаниям, но их пуск отменили.

Результаты всех этих работ подтверждают, что программа межпланетного полета могла быть выполнена. Президент АН СССР Келдыш в 1969 году предлагал отказаться от высадки на Луну и вернуться к проекту ТМК, с тем чтобы в 1975 году облететь Марс с помощью двух ракет Н1. Его предложения могли вернуть нашу космонавтику на правильный путь, но его не поддержали.

Программу Королева, вопреки национальным и общечеловеческим интересам, закрыли. Реальная возможность высадить человека на Марс в конце 1970-х годов была утрачена. Страна лишилась абсолютного приоритета в космосе. Что получили взамен? Орбитальные космические станции? Но даже их разработчики понимают, что сосредоточивать все усилия на освоении ближнего космоса — путь тупиковый.

Королев отделял космонавтику (пилотируемые полеты) от космической деятельности (решение задач с помощью автоматических аппаратов). Успешно начатые им разработки по автоматическим аппаратам он передал другим конструкторам — Г. Н. Бабакину, М. Ф. Решетневу, Д. И. Козлову.

В космонавтике Королев разделял полеты в околоземном и в околосолнечном пространстве, так как стартовые массы ракет для их осуществления различались на порядок. В околосолнечном пространстве главная цель — полет человека на ближайшие планеты. Для этого необходимо создавать межпланетный корабль, обеспечивающий длительный автономный полет экипажа без регулярного снабжения с Земли. Отрабатывая его по этапам, можно было решить с его помощью промежуточные задачи в околоземном пространстве: создать тяжелую орбитальную станцию, обитаемую базу на орбите спутника Луны, обитаемую базу на Луне. А в околосолнечном пространстве осуществить первый в мире полет человека вокруг Солнца вне сферы притяжения Земли.

Если главная национальная задача отечественной космонавтики в далекой перспективе — экспедиция на Марс, о которой много говорят в последнее время, то было бы правильно определить ближайшей научно-технической и приоритетной задачей отечественной космонавтики выполнение пилотируемого полета вокруг Солнца по гелиоцентрической орбите вне сферы притяжения Земли на корабле — прототипе экспедиционного межпланетного корабля, как это планировал Королев.

Чтобы сделать этот шаг в нужном направлении, у нас хватит и денег, и времени, и еще не совсем утраченного опыта. России пора вернуть утраченный космический и инженерный престиж. Мир меняют не поэты и не художники, мир меняют инженеры. Миллионы молодых людей, «думающих, сделать бы жизнь с кого», должны видеть своего кумира в выдающемся русском инженере Сергее Королеве, тогда они и вернут России былую инженерную славу. Королев через 15 лет после кровопролитной Отечественной войны сделал первый реальный шаг к освоению космоса, запустив в околоземное пространство пилотируемый спутник Земли. Неужели на пятидесятом году космической эры открывшая ее страна сомневается в своих возможностях запустить в околосолнечное пространство пилотируемый спутник Солнца, который станет главным шагом к осуществлению мечты Циолковского, Королева и всего человечества — полету на другую планету?!

Читайте в любое время

Журнал добавлен в корзину.
Оформить заказ
Детальное описание иллюстрации

Эскиз тяжелого межпланетного корабля (ТМК). Рисунок из рассекреченной рабочей тетради автора статьи, бывшего в 1960-е годы ведущим конструктором ОКБ-1. На ТМК предполагалось создать искусственную силу тяжести вращением корабля вокруг центра масс. Обеспечивать экипаж пищей, водой и воздухом должен был замкнутый биолого-технический комплекс. В его составе — оранжерея, освещать которую предполагалось с помощью концентраторов солнечного света. Корабль выглядит как пятиэтажный цилиндр переменного диаметра в форме бутылки. Первый этаж — жилой, с тремя каютами; второй — рабочий, с рубкой для управления кораблем; третий — оранжерея; четвертый — приборно-агрегатный отсек, который также выполнял функцию радиационного убежища; пятый этаж образован спускаемым аппаратом с корректирующей двигательной установкой. Снаружи размещаются концентраторы, солнечные батареи, радиаторы и жалюзи системы терморегулирования, антенны дальней радиосвязи и шлюз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *