Когда появились камеры на телефонах
Перейти к содержимому

Когда появились камеры на телефонах

  • автор:

Эволюция фотокамер в мобильных телефонах

Сейчас камера в мобильном телефоне стала обязательным атрибутом, а предметом обсуждения обычно становится качество снимков, а не сам факт наличия камеры. Ее отсутствие может быть плюсом разве что в самых дешевых телефонах, где модули камеры устанавливаются по принципу «чтобы было».

Kyocera VP-210 Visual Phone

Эволюция фотокамер в мобильных телефонах

Первым камерофоном стал Kyocera VP-210 Visual Phone, который позиционировался как первый в мире мобильный телефон для видеосвязи. Этот телефон получил модуль камеры с большим объективом и 2-дюймовый дисплей, который по тем временам казался крупным. Тем более что экран Kyocera VP-210 Visual Phone мог отображать целых 65 тысяч цветов. Разрешение камеры составляло 0,1 Мп, а скорость съемки видео – 2 кадра в секунду. Точнее, камера делала каждую секунду два снимка и отправляла их через мобильную сеть. Первый видеозвонок в современном понимании состоялся в 2004 году в Йоханнесбурге с использованием ресурсов запущенной там 3G-сети, а к 2006-2007 году фронтальная камера стала атрибутом многих телефонов с поддержкой 3G-сетей.

Sharp J-SH04

Эволюция фотокамер в мобильных телефонах

Также на звание первого мобильного телефона со встроенным модулем камеры (но уже на задней панели) стал Sharp J-SH04, который был анонсирован в ноябре 2000 года. Аппарат был предназначен исключительно для японского рынка, а его появления за пределами Страны восходящего солнца никто не ожидал. В спецификациях Sharp J-SH04 внимание привлекали 256-цветный дисплей и камера разрешением 0,1 Мп. На фоне современных многомегапискельных камер подобное разрешение выглядит крошечным, но для индустрии был большой шаг вперед.

Ericsson T68

Эволюция фотокамер в мобильных телефонах

Также, говоря о мобильных телефонах с фотокамерой, нельзя не упомянуть и первый телефон с поддержкой MMS-сообщений – Ericsson T68, который был представлен в 2001 году. В качестве аксессуара для него была доступна внешняя фотокамера, а на российском рынке долго время T68 был единственным телефоном с поддержкой этой технологии.

Sharp GX10, Panasonic GD87 и Samsung V200

Эволюция фотокамер в мобильных телефонах

Sharp GX10 (2002)

Эволюция фотокамер в мобильных телефонах

Panasonic GD87 (2002)

Эволюция фотокамер в мобильных телефонах

Samsung V200 (2003)

Если говорить о телефонах со встроенными камерами, то первым в нашу страну пришли Sharp GX10 (2002), Panasonic GD87 (2002) и Samsung V200 (2003). Причем Samsung V200 получил поворотный модуль камеры. Все эти аппараты, согласно моде тех лет, были выполнены в формате раскладушки.

Если говорить об американском рынке, то там первыми камерофонами стали оснащенный крышкой-флипом Samsung SCH-V200 и «раскладушка» Sanyo SCP-5300, предлагавшаяся в сети местного оператора Spint.

Эволюция фотокамер в мобильных телефонах

Эволюция фотокамер в мобильных телефонах

Nokia 7650

Эволюция фотокамер в мобильных телефонах

Не осталась в стороне от мобильной фотографии и компания Nokia. Увидевший свет в 2002 году Nokia 7650 стал первым смартфоном Nokia совместившим цветной дисплей, полифонию и фотокамеру. Работал этот аппарат под управлением актуальной в те времена ОС Symbian. Диагональ дисплея – 2,1 дюйма (176х208 точек), а разрешение камеры – 0,3 Мп. Причем на этапе популяризации камерофонов именно 0,3 Мп стало своеобразным стандартом для камеры мобильного телефона.

Sony Ericsson K750i

Эволюция фотокамер в мобильных телефонах

Дальнейшее развитие фотокамер в мобильных устройствах пошло по пути наращивания разрешения и улучшения качества фотографии. Знаковой моделью стал, увидевший свет в 2005 году, Sony Ericsson K750i. Первая информация об этом устройстве появилась еще в 2003 году, а к моменту анонса многие ожидали этот телефон куда сильнее, чем сейчас «айфон» нового поколения. Относительно флагмана Sony Ericsson предыдущего поколения производительность «железа» заметно выросла, аппарат стал приятнее использовании. Радовал глаз и хороший экран. Но самое главное обновление – 2 Мп модуль камеры с поддержкой автоматической фокусировки и режима макросъемки. По современным меркам камера Sony Ericsson K750i не впечатляет, но тогда он стал своеобразным эталоном. Также, говоря о камерофонах тех лет, можно вспомнить Nokia N73, оснащенный 3,2 Мп камерой и ставший вполне достойным ответом фоторешениям от Sony Ericsson.

Эволюция фотокамер в мобильных телефонах

Nokia N95 и N93

Эволюция фотокамер в мобильных телефонах

Другой знаковой моделью того времени стал Nokia N95, вобравший в себя лучшие мобильные наработки «до-айфонной» эпохи: 332 МГц процессор TI OMAP 2420, 2,6-дюймовый QVGA-дисплей, 64 Мб ОЗУ, слот microSD (до 4 Гб), фронтальную камеру, поддержку Wi-Fi b/g, Bluetooth 2.0, FM-радио и аккумулятор емкостью 950 мАч. Работал этот смартфон под управлением ОС Symbian 9.2, а одной из ключевых характеристик стал встроенный GPS-модуль и развитая навигационная составляющая. Также как отлично проработанный музыкальный плеер. Впрочем, в контексте этой статьи важнее, что Nokia N95 получил качественную 5 Мп камеру с возможностью записи видео в разрешении VGA. Кстати, в части качества видеосъемки Nokia N95 во многом аналогичен Nokia N93, внешность которого чем-то напоминала видеокамеру и который стал первым телефоном с поддержкой оптического увеличения (3х).

Эволюция фотокамер в мобильных телефонах

Samsung SCH-B710

Эволюция фотокамер в мобильных телефонах

В 2007 году на выставке Korea IT Show компания Samsung продемонстрировала Samsung SCH-B710. Интересных моментов в этом аппарате было два. Во-первых, его экран (разрешение QVGA) поддерживал отображение трехмерных картинок, которое можно было смотреть без 3D-очков. Основное назначение этого экрана – просмотр цифрового мобильного телевидения, причем аппарат поддерживал даже функцию «картинка-в-картинке». Во-вторых, 1,3 Мп камера этого телефона позволяла создавать стереоскопические фотографии. Впрочем, на тот момент революции этот телефон не произвел. Спустя 4 года идея поддержки 3D в мобильных устройствах сделала еще одну попытку вернуться – свет увидели LG OPTIMUS 3D и HTC Evo 3D. Однако успешной эта попытка не была.

Эволюция фотокамер в мобильных телефонах

Nokia 808 PureView

Эволюция фотокамер в мобильных телефонах

Революционным улучшением качества мобильных камер стало появление Nokia 808 PureView, подход к камере которого радикально отличался от традиционного. Разрешение модуля камеры этого смартфона составило 41 Мп, что стало рекордом для телефонных камер. Причем, по умолчанию фотографии Nokia 808 PureView делал в разрешение 5 Мп, а матрица большого разрешения использовалась для повышения качества фотографий и реализации цифрового увеличения без потери качества. Основные параметры сенсора Nokia 808: размер сенсора 1/1,2”, размер пикселя – 1,4 мкм. По своему позиционированию Nokia 808 являлся приемником Nokia N8, флагманской модели 2010 года. Подробности о камере Nokia 808 приведены в этой статье.

Резюме

Эволюция мобильных устройств наглядно показала, что камера в телефоне или смартфоне нужна. Причем не просто «что бы была», а обеспечивающая хорошее качество снимков. Для телефонов уровня выше бюджетного параметры камеры – важное конкурентное преимущество. Собственно это и заставляет производителей придумывать новые «фишки» связанные с камерой. Сейчас для бюджетных смартфонов стандартом стало 5…8 Мп, для середнячков – 13 Мп, флагманских моделей – 16…20 Мп. Впрочем, разрешение давно не главное, куда важнее качество фото, удобство использования, реализация алгоритмов автоматического определения параметров съемки и другие «плюшки»: точность работы автофокуса, скорость фокусировки, поддержка создания фотографий большого разрешения из нескольких снимков и т.д. Интересно, каким будет следующий виток конкуренции мобильных камер?

Эволюция фотокамер в мобильных телефонах

Panasonic Lumix DMC-CM1, гибрид камеры и смартфона за $1000

Первые камеры на телефонах. Ликбез по развитию мобильной фотографии

Фотография теперь ассоциируется с повседневностью, и если в Instagram нет снимка — значит, того или иного события не было. Но мир не всегда существовал таким образом, а мобильная фотография очень долго оставалась диковинкой. Мы решили рассмотреть шаг за шагом, как именно снимки на телефон из элитной функции стали маст-хевом.

Первая камера была встроена в телефон производства Samsung, который выпустили для рынка Южной Кореи в 2000 году. Модель называлась SCH-V200. Она обладала 1,5-дюймовым экраном и камерой на 0,35 мегапикселя.

Интересная деталь заключалась в том, что фотографии вы не могли увидеть, пока не подключали телефон к компьютеру.

По другой версии, первый камерафон создали и выпустили все-таки Sharp. Модель J-SH04 снимала фотографии на камеру в 0,11 мегапикселя, но коренное различие между этим телефоном и SCH-V200 заключается в том, что J-SH04 могла отправлять сделанные фото по электронной почте.

Необычный азиатский тренд на камерафоны быстро распространился и на Америку: здесь свой камерафон выпустили в компании Sanyo. «Раскладушка» делала фотографии на камеру в 0,3 мегапикселя, была оборудована простейшей вспышкой, балансом белого, таймером, зумом и несколькими фильтрами вроде «сепии», «черно-белый» и т. д.

Следующим шагом было развитие качества фотографий. Sprint смогли выпустить раскладушку-камерафон с 1,3 мегапикселями, которые впервые сделали снимок разрешением 1280 х 960. При этом эти фотографии можно было не только отправлять по электронной почте, но и печатать — и выглядели они вполне достойно. Стоит ли говорить, что и сама камера была дополнена несколькими весьма полезными функциями. К концу 2004 года понятие «камерафон» стало не только модным, но и попросту заняло нишу нового стандарта для производства гаджетов.

Более половины телефонов, проданных в 2004 году, были оборудованы камерами. Лидером в производстве таких девайсов стала финская компания Nokia.

В 2005 году модель N90 подняла стандарт до новых высот. Телефон был оборудован камерой на 2 мегапикселя, с оптикой Carl Zeiss, автофокусом и LED-вспышкой. Кроме того, была реализована возможность поворачивать дисплей и блок с камерой, что делало телефон абсолютно необычным.

Конкуренцию Nokia довольно долго не мог составить никто, пока на рынок не вышел телефон Cyber-Shot от Sony Ericsson. На протяжении большого периода времени этот бренд удерживал внимание покупателей. Особенно культовой стала модель k800i, выпущенная в 2006 году. Она была оборудована камерой на 3,2 мегапикселя, действительно хорошим автофокусом и системой стабилизации изображения, ксеноновой вспышкой.

После этого борьба за действительно инновационные камеры прекратилась. Производители предпочли равномерно улучшать и подтягивать к стандарту качества все функции: наступила эра смартфонов. Понятно, что в «умном» телефоне не могло быть плохой камеры, но это уже — совершенно другая история. Понятие «камерафон» отходит на задний план, уступая место одному идеалу — наиболее эффективному смарфтону, который одинаково хорошо выполняет все свои функции.

Фото на iPhone разных поколений

Краткая история камер в телефонах (статья плюс ролик)

А вы знаете, что первый телефон с камерой вышел на рынок в далеком 1999-м году? Назывался Kyocera VP-210. Причем, камера у него была фронтальная и только для видеофонии. Разумеется, сделали это чудо японцы.

За следующие восемнадцать лет камеры в мобильных телефонах превратились из детских игрушек в прекрасный инструмент, и продолжают развиваться. Я хочу проследить путь развития средств мобильной фотографии и видеосъемки, и провести промежуточный итог под конец этого года.

Краткая история камер в телефонах

В 2000-м году Самсунг выпустил телефон SCH-V200, у которого была тыльная камера для фото, и который обычно лишают звания первого камерофона, потому что софт камеры никак не взаимодействовал с софтом телефона, и фотографии можно было получить только подключившись к компьютеру. По сути, это два устройства с одним экраном. Камера там была совершенно трогательная по сегодняшним меркам. Разрешением 0,11 мегапикселя и соответствующим качеством картинки.

В том же 2000-м вышел Sharp J-SH04, который как раз носит звание первого полноценного телефона с камерой. Сенсор, в принципе, аналогичный. Да и что там еще надо, когда экран малюсенький и выводит всего 256 цветов.

За следующие четыре года камеры в телефонах стали более-менее привычным делом. В процессе появлялись интересные решения, вроде Сиеменса C60 или Эриксона T68i, к которым камеру можно было докупить и присоединять. В целом, это время зарождения функции, когда компании друг за другом выпускали модели с камерами в качестве одной из фишек. Фотографией там и не пахло.

Разрешение выросло до 0,3 мегапикселя. Это классическая цифра, которую до сих пор можно встретить на некоторых копеечных вебкамерах. Означает она, что камера выдает кадр разрешением 640×480 пикселей. Часто этот формат называли VGA, что больше маркетинговое упрощение, чем действительное соответствие стандарту.

Подобные сенсоры были, например, у популярных телефонов Сиеменс 65-й серии. Они же умели записывать 30-секундные ролики с разрешением 176×132 в меметичном формате 3gp с сильной компрессией и монозвуком.

Я лично держал в руках в те годы цифровую камеру размером с современные ультразумы, у которой был сенсор на 0,3 мегапикселя. На плохоньком экранчике, можно было примерно предпросмотреть нечто темное и мутное с частотой не больше одного кадра в секунду.

Плюс-минус, флагманские телефоны показывали равно несерьезные возможности фотографии. Хотя в быту что-то сфоткать вполне было можно. Начали появляться вспышки рядом с камерами, и они даже немного вспыхивали. Кое-кто даже печатал такие фотографии, хотя разрешение выдавало квадраты даже в 9×12.

Sony Ericsson K700, Siemens CX-65, Motorola Razr V3 — это все из той эпохи, 2004-й.

Следующий этап: сенсоры 1,3 мегапикселя. Это 1280×1024 точки (иногда 1280×960 или еще какой-нибудь экзотический вариант), что, в принципе, перекрывает стандарт HD. Правда, когда появились телефоны с такими сенсорами, их производительность и близко не позволяла писать видео в хорошем разрешении. Да и качество сенсоров и оптики было таким, что адекватных 30-ти кадров в секунду получить не получилось бы даже при хорошем освещении: выдержку автоматика вынуждена была выставлять в пятую часть секунды, чтобы картинка не была совсем темной. Тем не менее, телефоны того поколения обычно умели писать видео 176×144 или даже 320×240. Фотографии были плохими, компрессия джипега очень сильной, а цветопередача даже в ясный день не позволяла сфотографировать клумбу так, чтобы цветы не превратились из чего-то цветастого в нечто грязненькое.

Но в том же 2005-м вышел знаменитый Сони Эриксон K750i, у которого был уже автофокус, 2-мегапиксельный сенсор, и разрешение снимка чуть повыше: 1632×1224. Критики тогда хвалили камеру, и она действительно была лучшей среди телефонов, но это все еще не было достаточным уровнем, чтобы обратить на себя внимание фотографов.

2006-й год — это рост мегапикселей, массовое появление автофокуса в телефонах и, в принципе, все. Камерофоны начали формировать отдельный и, как после окажется, мертвый подкласс.

Вышла Нокия N93 с пятимегапиксельным сенсором, трехкратным оптический зумом и оптической стабилизацией. Аппарат делали с упором на видеосъемку: 480p, взрослые кодеки H.263 и H.264. Кстати, уже тогда Нокия имели оптику от Карла Цейса.

2007-й год — то же самое по камерам. Тихонько растем. Да и какой может быть упор на фото-функции, когда выходит Айфон и переворачивает игру. У самого Айфона была вполне скромная камера на 2 мегапикселя и телефон не предлагал даже возможности снять видео.
Зато все чаще в софте камер появляются всякие умные штуки, типа распознавания лиц и улыбок.

В 2008-м те модели, в которых упор был на камеру, начали походить на мини-мыльницы с большими экранами. Стандартное разрешение сенсоров колебалось от 3,2 до 5 мегапикселей. Качество снимков начало приближаться к мыльницам, а видео в 480p перестало быть чем-то удивительным.

Под конец года даже вышел LG KC910 с 8-мегапиксельной камерой! А это значит, что разрешение снимков доросло до нестыдных 3264×2448.

В 2009-м вышел камерофон Самсунг PIXON12 с 12-мегапиксельным сенсором, что уже спорило с мыльницами по разрешению.

А новый Айфон 3gs научился снимать видео и делал это в 480p.

В то же время начали появляться беззеркалки, но широкая аудитория о них тогда ничего не слышала.

Вот где-то с этого времени, может, годом позже, начинается вытеснение мыльниц с рынка.
В 2010-м четвертый Айфон научился писать видео в HD и получил знаменитый экран-ретину. Вышел Самсунг Galaxy S со все той же видеосъемкой в HD. Флагманы начали иметь объем памяти по восемь гигабайт, и многие позволяли ее расширить, докупив карточку памяти. Вся фотоколлекция могла быть под рукой.

Следующие несколько лет камеры становились все лучше и лучше, а смысла в покупке отдельного фотоаппарата все меньше и меньше. Все хвастались мегапикселями, но и, помимо растущего разрешения, качественный рост был.

В телефоны начали ставить сенсоры с обратной засветкой, которые принимали больше света и в результате меньше шумели. Оптика становилась все лучше.

Правда, отказ от отдельных камер лишил пользователей, например, оптического зума.
В 2011-м году четвертый Айфон стал самой популярной камерой на Фликере, и с тех пор фраза «Айфон — самая популярная камера» стала техномемом и заслужила немало аплодисментов на презентациях Эппл.

С этого момента производители компактных камер всерьез ощутили необходимость предлагать что-то новое, потому что веселые крики о десятках мегапикселей перестали работать: у Айфона их было всего пять.

В 2012-м вышла 808-я Нокия. Толстенькая, на устаревшей операционке Симбиан, но с удивительным сенсором в 41 мегапиксель. До сих пор это количественный рекорд в мобильных камерах. Можно было немножко заморочиться и получить снимок разрешением 7728×5368 пикселей.

Новые тренды в мобильных камерах снова установила Эппл. В 2013-м Фил Шиллер представил 5s и распиарил функции авто-HDR и возможность снимать видео с частотой 120 кадров в секунду.
А LG вместе с Гуглом выпустили Nexus 5, силуэт которого до сих часто можно видеть вокруг демо-скриншотов андроид-приложений. Нам же важно, что в нем снова был качественно реализован режим HDR+, который позволил софтовым путем расширить динамический диапазон мобильной камеры.

Нокия, уже в рамках своей долгой попытки быть на рынке смартфонов с операционкой Windows Phone, выпустила Люмию 1020 со все тем же 41 мегапикселем. Рекламная компания напирала на возможности камеры, которая была еще улучшена после 808-й модели. Говорили, что такой сенсор полезен, даже если не нужно безумное разрешение: сведение нескольких пикселей в один позволяет уменьшить шумность итоговой фотографии.

Еще к этому времени телефоны, снимающие видео в FullHD, стали нормальным явлением.
Селфи, о которых до этого мало кто слышал, стали самым популярным жанром бытовой фотографии. Ответственность за это лежит на хороших камерах в телефонах пополам с социальными сетями.

И тогда уже окончательно стало понятно, что сегмент бытовых фотоаппаратов окончательно исчез как самостоятельное явление. И тем интереснее пронаблюдать развитие мобильных камер и связанных с этим инженерных решений.

Понятно, что конкурировать с большими фотоаппаратами в железной части не получится, когда ты вынужден впихивать модуль камеры в тоненький корпус телефона, который и без того плотно заполнен комплектующими.

Но кое-какие базовые преимущества такая камера получает даже в сравнении с профессиональными решениями. Например, лучшие мобильные процессоры поколения, лучшую производительность среди мобильных устройств, кучу сопутствующих датчиков — а мы сейчас говорим о флагманских устройствах — получают именно смартфоны. Или огромную базу пользователей с доступом в интернет (что важно, когда речь идет о разных самообучающихся алгоритмах обработки).

Тем не менее, эти преимущества еще надо правильно использовать. И — если принять смерть рынка цифромыльниц за аргумент — компаниям, производящим телефоны, правильно использовать их удалось. И основная причина успеха — софт.

Именно софтовые решения позволяют дотянуть уровень картинки, получаемой с маленького сенсора через не в пример более простую оптику, до такого, каким не стыдно похвастаться на презентации очередной модели телефона.

До такого уровня, когда на Ютубе появляется все больше роликов со сравнениями фото-возможностей телефонов и зеркалок, в которых первые не проваливают тесты с треском.
Да, с ограничениями, да, в определенных условиях, но уже несколько лет мы можем получать хорошие снимки на телефон. Например, на встрече, которую мы делали с подписчиками еще в 2016-м, кроме кряканья уточек, можно было услышать историю, как профессионал отдает клиентам фотографии, среди которых есть несколько, снятых на шестой еще Айфон, и никто не замечает отличий.

Сегодня все стало еще лучше. Авто-HDR, помогающий побороть скромный динамический диапазон сенсора; умное размытие фона на основе карты глубины, созданной с помощью второй камеры, или с помощью все более умнеющих нейросетей; оптический зум, реализованный все тем же вторым модулем; самые передовые экраны на рынке, позволяющие сразу видеть фотографию в высоком разрешении и с отличной цветопередачей.

Еще интереснее дело обстоит с видеосъемкой. 60, 120, 240 и даже рекордные безумные 960 кадров в секунду в смартфоне Сони, пусть даже он это делает недолго и всего в 720p. Все более продвинутые системы стабилизации, как оптической, так и на цифровой. Неудивительно, что видеоблогеры нередко в поездки отправляются без камер, даже без Гоупро, предпочитая телефон с повербанкой.

Интересно, кстати, приведет ли такая техническая доступность получить хорошую видеозапись к массовому появлению графоманов от кинематографа, или возникнут новые форматы видеотворчества.

В сухом остатке: снимают сегодняшние телефоны хорошо, но с оговорками. Профессионалу явно будет тесно снимать в условиях ограничений мобильной фотосъемки. Но и профессионал должен оценить ту пользу, что оказало развитие мобильных камер на рынок цифрового фото в целом.

Кроме новых софтовых разработок, именно смерть рынка цифровых мыльниц заставила производителей второго эшелона взбодриться и начать предлагать компактные камеры классом повыше.

Ну и как же не закончить расхожей банальностью: лучшая камера — это та, которая у тебя с собой. А смартфон у нас с собой всегда.

Ролик

В формате статьи эту историю камер в телефонах я подготовил для Гиктаймс, но изначально мы делали ролик, который оставил ниже. В нем закадровый текст с историческими и техническими иллюстрациями.

История камерофонов. Вспомним, какими они были

Сейчас наличием хорошей камеры в смартфоне никого не удивить. А ведь когда-то, для того чтобы получить хороший снимок с телефона, надо было чтобы в телефоне был встроен хороший фотомодуль. И были времена, когда производители не стеснялись экспериментировать, и выпускали на рынок некие гибриды «телефон+фотокамера». Правда с развитием вычислительной фотографии и общей гонкой мегапикселей, все эти смартфоны уже затерялись в истории. В данной статье я решил немного эту историю поворошить, и вспомнить какие камерофоны выпускались в разные времена, чтобы понять, как именно мы пришли к текущей ситуации в смартфоностроении. Данная статья не является полностью верной, так как выражает только опыт и знания автора К тому же, скорее всего, ряд моделей я в списке пропущу, по незнанию или по забывчивости. Поэтому буду очень рад, если вы в комментариях сможете дополнить эту статью своими примерами и опытом.

И прежде, чем начать, давайте определимся с самим термином «камерофон». В подтексте статьи, камерофоном является аппарат, обладающий на момент выхода оптикой, значительно превосходящей по качеству и характеристикам основных своих конкурентов. К тому же как правило маркетинговая компания и направленность подобных гаджетов всегда выставляла на первое место именно фотографические качества: больше мегапикселей, оптика, зум, вспышка и т.д. Также к камерофонам я отношу аппараты, так называемые «гибриды», в которых производитель объединил в одной тушке и телефон и фотокамеру. А таких аппаратов рынок видел достаточное количество в разное время.

Ну и раз мы начали говорить о камерофонах, стоит упомянуть первый в мире телефон с встроенной камерой. Это был Kyocera VisualPhone VP-210, который начал продаваться в 1999 году. Правда до этого были попытки сделать телефоны с камерой и у других компаний, но именно первым коммерческим аппаратом с встроенной камерой можно назвать именно VisualPhone VP-210.

По нынешним временам характеристики камеры в этом телефоне кажутся просто смешными: разрешение 0.1 мегапикселя. А сам телефон мог хранить в себе аж 20 снимков. Этот телефон был предназначен для видеосвязи, и мог делать видео в два кадра в секунду, к тому же сама камера на телефоне располагалась спереди. И как таковым этот телефон не являлся камерофоном, так как снимать камерой, расположенной спереди не очень удобно.

А вот первым телефоном с камерой размещенной «как надо», можно смело назвать Samsung SCH-V200. С поворотной камерой, которая могла располагаться уже так, как надо.

Samsung ввели тренд, но первое время не лидировали в нём (хотя сейчас камеры в устройствах Samsung на мой взгляд одни из лучших, естественно если говорить о флагманах компании)

Но Samsung SCH-V200 я бы тоже не назвал камерофоном. А вот действительно массовым устройством, которое брали, в том числе и из-за качественно по тем временам камеры, я бы назвал Sony Ericsson K700.

Этот телефон вышел на рынок в марте 2004 года, и предлагал покупателю камеру аж на 1.3 мегапикселя. К тому же это был очень массовый телефон. Сама камера в то время называлась VGA и делала снимки с разрешением 640*480 точек. В это время маркетологи даже еще и не думали начинать гонку мегапикселей, поэтому сейчас, спустя время, найти информацию именно о количестве мегапикселей в камере Sony Ericsson K700 достаточно сложно.

Следующим камерофоном, выпущенным на рынок, был Sony Ericsson K750i. Здесь уже стоял модуль камер на 2МП, и для 2005 года качество снимков было просто превосходным.

К тому же аппарат поддерживал карты памяти, и потенциально в него могло поместиться очень много фотографий. А еще музыка. И на то время, этот телефон предоставлял владельцам поистине обширный функционал. Мог заменить и плеер, и фотокамеру, и даже игровую консоль. Не говоря уже про мессенджеры и популярный в то время WAP браузинг. Ну и позвонить с него можно было, куда уж без этого.

Посмотрев на успех камерофонов от Sony Ericsson, в борьбу вступила Nokia. И в 2006 году представила рынку поистине революционный камерофон Nokia N93 с фото модулем аж на 5 мегапикселей и оптикой от Carl Zeiss.

К тому же именно данный телефон можно по праву назвать первым камерофоном. Так как благодаря форме трансформеру, телефон можно было использовать именно в виде камеры, какими они в то время и были. Г-образные, с экраном на оператора и корпусом ручкой, с встроенной внутрь начинкой.

Затем на рынке началась гонка мегапикселей. Один за одним выходили смартфоны, и основным лозунгом в то время был «больше, мощнее, причудливее». Производители не стеснялись делать эксперименты с формой телефонов. Выпускали раскладушки, слайдеры, трансформеры. Рынок был относительно молодой, и каждая новинка была в той или иной степени популярной. Но в плане камер в этот период особых революций не было. Каждая новинка выпускалась с камерами от 2 до 5 мегапикселей, и в это же время стало понятно, что на качество фотографий влияет не только количество этих самых мегапикселей, но и качество оптики. И это было золотое время Nokia и Carl Zeiss. По большей части именно они правили балом, и лучшие снимки могли быть получены именно на телефонах Nokia.

Первой весточкой того, что гонка мегапикселей продолжается, стал выход в конце 2008 года телефона LG KC910. У которого была установлена камера уже на 8 мегапикселей, а разрешение фотографий было 3264×2448 точек.

Этот телефон вышел в уже привычном нам форм-факторе. Именно с 2008 года он стал самым популярным: лопата (тогда еще лопатка) с передним экраном и кнопками снизу, и фотокамерой сзади. Правда несмотря на впечатлительные 8МП, этот телефон по факту проигрывал в качестве фотографий телефонам от Nokia. И так и не стал ни легендарным, ни признанным камерофоном. И остался в истории только как телефон, впервые выпущенный с камерой на 8 мегапикселей.

Ну а в 2009 году вышел первый гибрид от Samsung, который являлся скрещиванием камеры и телефона. Это был Samsung PIXON12, с фотомодулем на 12 мегапикселей. Именно в это время Samsung вступили в гонку мегапикселей полноценно.

Данный телефон имел форму полноценной мыльницы. И если с лицевой стороны он и был похож на телефон, то задняя сторона ничем не отличалась от фотоаппарата тех времен. К тому же примерно в то же время началась работа над программной обработкой изображений. И это в последующем и остановило гонку мегапикселей. Но я забегаю вперед.

Следующей ключевой моделью на рынке камерофонов стала Nokia 808, которая вышла в 2012 году, и просто нагнула всех производителей, выдав на рынок модуль на просто бешенные 41 мегапиксель.

При этом оптика была создана совместно с Carl Zeiss, и этот телефон именно в фотографическом плане задал планку на несколько лет вперед. Даже по сегодняшним меркам, Nokia 808 делает неплохие фотографии, что уж говорить о 2012 году. Я лично помню, как мечтал об этом телефоне. Правда в 2012 году было еще одно значимое событие, это уже было время заката Symbian. И несмотря на успешные продажи новинки, спасти компанию она не смогла. Ведь люди покупали телефон не только для фотографирования. К тому же примерно в это же время рынок уже вовсю захватывала компания Apple. И в том числе благодаря нарастающему качеству фотомодулей в каждой новинке.

Следующим камерофоном, выпущенным на рынок, стала всё та же Nokia. Но теперь это была Lumia 1020 вышедшая в 2013 году, с новой на тот момент операционной системой Microsoft Windows Phone 8

Это был полноценный камерофон. Но, к сожалению, он так и не стал популярным. Так как в это же время на рынке уже вовсю продавались Iphone и Samsung с их серией Galaxy. В итоге Nokia по факту выпустив камерофон, так и не смогла его нормально продать. Эти аппараты были мало кому нужны. И обладали большим количеством проблем. К тому же ОС Windows Phone так и не набрала популярность, несмотря на имеющиеся в то время перспективы. Ну и окончательно похоронило данную модель то, что примерно в это же время на рынок вышел смартфон Samsung Galaxy S4 Zoom:

Хотя если сказать честно, несмотря на свою привлекательность, этот аппарат не был очень популярным. Хотя именно в контексте камерофонов стал достаточно заметным. Здесь была установлена камера на 16мп, с полноценной оптикой. И этот телефон совмещал в себе по факту два гаджета: полноценную камеру с оптической системой, и полноценный смартфон, с достаточно флагманской начинкой.

Несмотря на не самый большой успех, фирма Samsung не стала останавливаться, и в 2014 году выпустила Samsung galaxy zoom s5, как продолжение линейки камерофонов.

По железу это был флагман Samsung Galaxy S5 с встроенной в него фотокамерой на 19 мегапикселей. Но рынок к этому времени уже окончательно разделился на тех, кто использует фотокамеру, и тех, кому хватает обычной камеры в телефоне. Так как к этому времени качество мобильной фотографии заметно выросло, и уже покрывало потребности большинства пользователей. И по факту именно Samsung galaxy zoom s5 можно назвать последним камерофоном на рынке. Правда в последнее время в эту сторону еще что-то пытается Sony совместно с Carl Zeiss и Leika. Как пример, телефон Sony Xperia 5 III. Но у аппарата завышенная цена и посредственные характеристики с кучей детских болячек. И выделяется среди конкурентов он как раз как камерофон, так как больше нечем выделиться. Но это я уже совсем в наши дни забежал. Хотя если честно, действительно камерофонов после выхода Samsung galaxy zoom s5 я лично так и не могу вспомнить, да и гугл тоже. И по факту, с увеличением качества мобильной фотографии, само понятие «камерофон» стало уже не актуальным, а качество камер в смартфонах стало просто одним из параметров, влияющих на выбор той или иной модели. Но чаще всего этот параметр не является ключевым.

Заключение:

С развитием фотокамер в смартфонах, в своё время интересное ответвление телефонов в сторону гибридов для фотографов исчезло. Но я считаю, что нужно помнить о том, как именно развивалась мобильная фотография, и какие модели телефонов и смартфонов способствовали этому. Выше, в статье, я описал ключевые на мой взгляд модели. Возможно, этот список не полный, так как были и другие телефоны с действительно качественными фотомодулями. Например, Nokia N95 и Nokia N82, LG G4, Sony Xperia Z и другие. Те же Motorola в своё время вполне могли похвастаться интересными моделями, а еще были внешние модули камер Sony QX10:

Всё это было очень интересно. Но рынок, к сожалению, проголосовал рублём, и сейчас камеры это просто камеры. Хорошие или плохие. Но как правило устраивающие пользователей своим качеством. И сейчас с развитием технологий, любой флагман по факту является и «камерофоном» и не только. И я думаю, что даже если сейчас производители решат выпустить нечто похожее, например на Samsung Galaxy S4 Zoom, рынок это не примет. Покупатели не готовы платить за дорогой фотомодуль, который не сильно выиграет у обычных камер в телефонах. Это хорошо доказывает линейка Xperia от Sony. К тому же судя по статистике, рынок в данное время вообще отказывается от фотоаппаратов как отдельных устройств. Никому уже не интересны битвы Canon и Nikon. Рынок захватили Sony и Fujifilm со своими беззеркалками, оставив фотомонстров на задворках. Но и эти производители не могут похвастаться продажами, ведь люди воспринимают камеру в телефоне как нечто обычное. Смартфоны плотно заняли нишу фотоаппаратов, и вовсю правят там. Ну а «камерофоны» теперь просто часть нашей интересной истории.

P.S. Очень надеюсь что статья вам понравилась. Напишите в комментариях, владели ли вы описанными выше гаджетами, или владеете ли ими сейчас. Ну и также напишите, какие модели вы бы добавили в список камерофонов, повлиявших на индустрию мобильной фотографии в целом. Хотелось бы услышать альтернативное мнение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *