Марвел что это такое простыми словами
Перейти к содержимому

Марвел что это такое простыми словами

  • автор:

История Marvel

История Marvel

Даже такой предприимчивый и изворотливый бизнесмен как Мартин Гудмен вряд ли мог предвидеть, что со временем его детище — компания Marvel Comics превратится в крупнейшую империю комиксов, которую ждет супермировой успех. В конце 30-х прошлого столетия Гудмен занимался выпуском приключенческих журналов, недорогих бульварных газетенок, рассчитанных на неприхотливого массового читателя. Хотя все это делала одна команда авторов, Гудмен, стремясь избежать финансовых исков, выпускал все под брендами несуществующих издательств. В 1939 г. он объединил их в одну компанию — Timely Comics. Среди вымышленных брендов был и Marvel Comics. Спустя 22 года он станет новым названием компании, сменив прежнее Timely Comics.

История Marvel

Для Гудмена не прошло незамеченным быстрорастущая популярность комиксов, появление первых комиксов о Супермене и других героях, вошедших впоследствии в золотую коллекцию DC Comics. Вскоре главным редактором Timely Comics становится гениальный Джо Саймон, который в содружестве с художниками Карлом Бургосом и Биллом Эвереттом выпустил в октябре 1939 года первый комикс с главными героями Человеком-Факелом и Немор-Подводником. Тираж в 80 тысяч экземпляров разошелся моментально, через месяц выпустили еще одну партию. Так начиналась история одного из крупнейших супергеройских издательств.

Рождение первых героев комиксов

1939 год запомнился человечеству началом Второй мировой. Во всем мире обстановка была накалена до предела, в воздухе витал запах беды. За действиями злых антигероев в лице Гитлера и его союзников народ наблюдал ежедневно в реальной жизни. Возникла потребность в героях, пусть даже на страницах комиксов, способных противостоять вселенскому злу, которое с невероятной скоростью расползалось по всей Европе. Благодаря удачному сотрудничеству Джо Саймона и Джека Кирби в 1941 г. появился Капитан Америка, готовый дать отпор всем, кто в жажде наживы и власти сметают целые страны на своем пути. Отличительной чертой героя был щит и сине-бело-красный костюм, в котором он становился супергероем. Сняв костюм и отложив в сторону щит, герой становится таким же, как миллионы американцев вокруг, что делало его ближе к ним и реалистичнее.

Капитан Америка

Он воплощал в себе всю силу и мощь Америки, вселял надежду в победу Добра над Злом. Комиксы о супергерое разлетались миллионными тиражами не только в Америке, но и далеко за ее пределами, попадая даже на фронт. По популярности Капитан Америка сумел затмить даже любимого миллионами Супермена. В это же время Timely Comics пополнилась еще одним сотрудником — Стэнли Мартин Либером (Стэном Ли), занявшим должность автора. В дальнейшем благодаря соавторству двух гениев — Стэна Ли и Джека Кирби появились все самые культовые произведения и персонажи Marvel.

Стэн Ли и Джек Кирби

В 1944 г. на больших экранах появился фильм про уже полюбившегося супергероя-патриота Капитана Америку. Зрители отнеслись к фильму с нескрываемым интересом и большой теплотой.

Спад популярности комиксов

После войны популярность комиксов про воинов-супергероев резко упала. Устав от невосполнимых потерь, жестокости и агрессии реальной войны, люди мечтали о тишине и покое, увлекательных приключениях и красивых романтических отношениях. Компания не получала прибыли от продажи даже невероятно популярных ранее комиксов Капитан Америка, Человек-Факел. Чтобы продержаться на плаву, компания приступила к выпуску комиксов приключенческого, детективного и романтического жанров, а также журналов для детей и подростков. Компания в очередной раз сменила название на Atlas Comics. Пройдет еще немало времени, пока индустрия комиксов начнет восстанавливаться и развиваться. Период 50-х ознаменовался все возрастающим интересом к фантастическим и научным фильмам. Предусмотрительный Гудмен решил приступить к выпуску комиксов этой тематики. Читателю были представлены «Тревожные истории», «Удивительные миры», «Мир фэнтези», однако, они не произвели такого эффекта, как комиксы про Капитана Америка.

Strange worlds

Начало 60-х

Основанная в 1934 г. компания DC Comics была крупнейшим игроком на рынке комиксов. В начале 60-х супергерои их комиксов перестали быть героями-одиночками. Культовые Бэтмен и Супермен уже познакомились друг с другом, на страницах комиксов они часто действуют вместе. Для индустрии комиксов наступают более благоприятные времена. Мартин Гудмен в очередной раз переименовал свою компанию на Marvel Comics, а редактор издательства, автор множества комиксов и их персонажей Стэн Ли решил взять за основу и всесторонне развивать задумку DC Comics, в которой герои живут и влияют на судьбу вселенной вместе. Его «Фантастическая четверка» стала настоящим переворотом в жанре комиксов. Теперь под личиной супергероев просматриваются простые человеческие черты. Они, как и обычные люди, ругаются, мирятся, плачут и смеются, по-разному решают свои проблемы. Популярность комиксов вновь возросла.

Супермен

Одновременно с выходом комикса компанию Marvel обвинили в плагиате. Мистер Фантастик — один из героев Фантастической Четверки, был полностью скопирован с Пластичного человека, придуманного в DC Comics. Позже Marvel еще не раз будут обвинять в копировании чужих популярных героев комиксов. Только благодаря своей изворотливости Мартину Гудмену удавалось выкручиваться из неудобных ситуаций.

Невероятно удачным для компании стал 1962 год. На страницах комиксов впервые появились Человек-паук, Доктор Дум, бесконечно сильный монстр вселенной Marvel — Халк. Через несколько месяцев вселенная пополнилась новым персонажем — могучим полубогом Тором. Человек-паук, созданный Стэном Ли и Стивом Дитко, стал одним из самых знаменитых супергероев всех времен. Впервые Человек-паук появился в августе 1962 года в комиксе Amazing Fantasy #15. История неприметного Питера Паркера, получившего суперсилу после укуса радиоактивным пауком и использовавшего ее на восстановление порядка и справедливости на городских улицах, моментально обрела невероятную популярность. В марте 1963 г. читатели получили еще одного культового персонажа — гениального Тони Старка, получившего сверхсилу благодаря созданному им экзоскелету. Герой успешно сражается с террористами и бывшим партнером Обадайей Стейном, после чего сообщает всему миру, что он — Железный человек. Тогда же появились и Мстители.

Amazing Fantasy

Жесткая конкуренция

В конце 1960-х однозначными лидерами в индустрии комиксов стали DC и Marvel. Обе компании жестко боролись за своего читателя, используя порой и не совсем законные методы. В начале 70-х DC Comics переманила к себе из Marvel талантливейшего художника Джека Кирби, создавшего со Стэном Ли практически всех знаменитых персонажей Marvel. В результате чего резко снизились продажи, компания оказалась на грани банкротства. В 1989 г. Marvel приобрела корпорация MacAndrews and Forbes. Несмотря на это, истории всех супергероев компании Marvel получили свои успешные киноверсии.

История Marvel

В начале 90-х компания потеряла практически всех топовых художников, которые позже создали свою компанию Image Comics. Продажи комиксов снова пошли резко вниз. Чтобы удержаться на плаву, Marvel заключила договор с прежними конкурентами и совместно с DC Comics начала выпуск историй, в которых сражаются персонажи разных вселенных.

Начало нового столетия

На большие экраны выходят киноленты про Людей Икс и Человека-паука. Присоединение к медиахолдингу Disney (2009) сделало Marvel одним из крупнейших игроков в индустрии. Сегодня компании принадлежит почти 45% рынка в области супергеройского контента.

История основателя Marvel, сына еврейского эмигранта, Моисея Гудмана и его гениального племянника Стэна Ли

Начиная с выхода на большие экраны в 2008 году первого полнометражного фильма вселенной Marvel — «Железного человека», компания стала мировым брендом, известным, пожалуй, каждому подростку на пяти континентах. История киностудии Marvel в новое время была растиражирована сотнями фанатов киновселенной, поэтому перепечатывать ее вряд ли имеет смысл. Однако мало кто знает, что для того, чтобы начать зарабатывать миллиарды долларов и создавать суперуспешных персонажей, Marvel прошла долгий и тернистый путь длиной в 70 лет, а у истоков ее стоял амбициозный юноша, старший наследник из 17 детей еврейского иммигранта Исаака Гудмана, Моисей Гудман. Вместе с Marvel он переживал многочисленные падения и взлеты, пока в начале 70-х не ушел из компании, перед этим распродав ее инвесторам. В материале «Реального времени» собраны малоизвестные факты из жизни основателя компании и рассказана история Marvel с самого начала и до пика популярности.

Никто не знает про Моисея Гудмана

Будущий основатель Marvel Моисей Гудман (да-да, именно такое имя было зафиксировано в переписных книгах 1910-го) родился 18 января 1908 года в Бруклине, Нью-Йорк. Он был старшим из 17 зарегистрированных детей Исаака Гудмана и Анны Глейхенхаус, еврейских иммигрантов, переехавших в Штаты в начале 1890-х годов. У Моисея было семь старших сестер, а сам он был первым наследником в семье Гудманов. Исаак Гудман служил портным и машинистом на одной из нью-йоркских швейных фабрик, поэтому семья находилась в довольно стесненном финансовом положении, тем не менее все дети Гудманов смогли получить начальное образование и окончить школу.

Уточним, что информация о семье Гудманов до начала Второй мировой войны, в том числе количестве детей Исаака и Анны, разнится даже в авторитетных источниках. Мы будем опираться на данные, публиковавшиеся в газете The New York Times.

В детстве Моисея Гудмана звали Мо, и это прозвище тянулось за ним все юношеские годы, но когда он поступил в государственную школу, он был зачислен под именем Моррис Гудман. В июне 1924 года Моррис окончил десятый класс, после чего, в возрасте шестнадцати лет, поступил на работу. Вначале юноша работал простым клерком в недавно основанной Eastern Distribution — компании, преимущественно занимающейся дистрибуцией газет и журналов на территории восточного побережья США. Позже Eastern Distribution начала предлагать издателям редакторские и рекламные услуги, печать, переплет, складирование, транспортировку и зарубежные продажи.

Через четыре года предприимчивый и упорный 20-летний юноша, явно одаренный предпринимательским талантом, получил повышение и был назначен специалистом по логистике, войдя в состав топ-менеджмента Eastern Distribution. Еще через год, в октябре 1929 года, фондовый рынок Нью-Йорка потерпел крах, и хаос поразил всю американскую банковскую систему, что в свою очередь подорвало национальную экономику США. Последующие волны Великой депрессии затронули рабочих и фермеров, промышленников и торговцев, подорвав устоявшийся порядок и в конечном итоге опустошив рекламную и издательскую отрасли.

Одним из немногих жанров полиграфии, продолжавших приносить прибыль издателям, были pulp-журналы, дешевые цветные многостраничные издания, в которых публиковались «сенсации», скандальные и сентиментальные рассказы, дававшие массам «острые ощущения». В числе первых, кто разглядел эту тенденцию, были и дистрибьюторы — Пол Самплинер, Ирвинг Манхеймер, Луис Сильберклайт и … Моррис Гудман, которые быстро начали открывать собственные издательства и привлекать авторов. Летом 1932 года Моррис Гудман оставил работу в Eastern Distribution и начал использовать псевдоним Мартин Гудман — имя, под которым его запомнят все будущие поколения издателей.

Удачный брак Мартина Гудмана и империя фейков Martin Goodman Publications

В то же время Гудман в партнерстве с Луисом Сильберклайтом становится соучредителем сразу нескольких предприятий, стремясь захватить новый рынок, — издательства Newsstand Publications и компании Mutual Magazine Distributors.

30 декабря 1934 года в жизни Гудмана произошло важное событие, отчасти предопределившее, по мнению некоторых биографов, успех гения издательского дела. 26-летний Мартин Гудман женился на Джине Дэвис, дочери состоятельного предпринимателя, владельца крупной компании по производству бумажных коробок Atlantic Container Corporation, Морица Дэвиса. Молодожены провели медовый месяц на Багамах, а уже 11 мая 1935 года созданная Гудманом Mutual Magazine Distributors объявила о банкротстве. Обозреватели The New York Times тогда настаивали, что банкротство было ловким шагом Гудмана, чтобы избежать финансовой ответственности за невыполненные услуги по контракту.

В том же году Мартин Гудман открыл издательство Martin Goodman Publications и начал издавать свои собственные pulp-журналы, всего — более 50 наименований, в том числе All Star Adventures, Mystery Tales, Western, Ka-Zar и Marvel Science Stories. Любопытно, что все издания выходили под вымышленными суббрендами издательских домов Western Fiction Publishing и Red Circle.

1930-е годы стали временем бума для жанра комиксов — постепенно комиксы отходят от чисто юмористической направленности, за которую и получили свое название. Авторы новых комиксов чаще обращаются к жанрам фантастики, боевика и приключения. В июне 1938 года в США появился первый национальный персонаж, всеобщий любимец — Супермен. Именно первое появление Супермена в комиксе Action Comics #1, изданного в 1938 году DC Comics, принято считать началом «золотого века комиксов». Вскоре супергерои буквально заполонили страницы комиксов и стали всерьез конкурировать с другими жанрами бульварного чтива. Этим, конечно, не мог не воспользоваться и Мартин Гудман.

Дерзкие Человек-факел и Нэмор

12 января 1939 года на основе Martin Goodman Publications Гудман создает новое издательство — Timely Comics. Именно с этой даты принято вести отсчет истории Marvel. Martin Goodman Publications еще долгие годы будет продолжать выпускать десятки журналов под брендами различных, часто несуществующих, издательств, что постоянно будет вызывать недоумение и путаницу. Историки комиксов в конечном итоге приняли название Timely Comics, для обозначения всех комиксов Гудмана вплоть до конца 1940-х годов.

В октябре 1939 года Гудман выпускает свой первый комикс Marvel Comics №1, со страниц которого знакомит читателей с супергероем, искусственно созданным андроидом Человеком-факелом и антигероем, сыном морского капитана и принцессы мифического подводного царства Атлантида, Нэмором Подводником.

Оба новых персонажа Marvel резко контрастировали с другими героями комиксов, например такими как Супермен — олицетворяющими абсолютное достоинство и неподвластность человеческим страстям. Факел и Нэмор были «порочными» героями, саркастичными и мятежными молодыми людьми, которые говорили на сленге и демонстрировали все черты обыкновенного подростка, обиженного и обозленного на весь мир. Они никак не были образцом для подражания для молодежи Америки, но стали очень привлекательными для нее персонажами.

Важно заметить, что первые выпуски Marvel Comics были сделаны сторонней компанией на аутсорсе: Гудман заключил контракт с компанией Ллойда Жаке Funnies Inc. на предоставление ему материала для первого журнала комиксов. Человека-факела для Funnies Inc. создал художник Карл Бургос, а Нэмора — Уильям Эверетт.

Неожиданно даже для самого Гудмана выпуск моментально стал хитом продаж с 80 тысячами проданных копий. Спрос превзошел ожидания, и вскоре Timely Comics выпускает второй тираж: 800 тысяч копий было продано менее чем за месяц. Официально правами на Человека-факела и Нэмора владела Funnies Inc., но к концу 1940 года Гудман выкупает персонажей и решает начать нанимать собственных писателей и художников.

Расцвет Marvel и рождение Капитана Америки — борца с нацизмом

После успеха первых выпусков комиксов Гудман сформировал новую компанию Timely Publications и стал набирать штат. Первым делом он нанял нескольких свободных художников, ранее работавших с Funnies Inc., включая Джо Саймона, который и стал первым редактором нового направления. Саймон же в свою очередь пригласил в компанию давнего партнера и будущую легенду индустрии Джека Кирби. Уже в марте 1941 года тандем создал нового супергероя, одного из первых патриотов в истории американских комиксов — Капитана Америку. Первый выпуск нового комикса рассказывал историю юного патриота Стива Роджерса, который получает суперсилу.

Это был настоящий хит продаж. Человек-факел, Капитан Америка и Нэмор стали основой успеха Comic Marvel. Очень скоро Гудман продавал уже миллион копий в месяц, постоянно ища новых «рыночных» супергероев.

Популярность героев Marvel подстегивало еще и то, что Гудман стремился максимально приблизить своих персонажей к реальности. Поскольку сам он был искренне встревожен угрозой со стороны гитлеровской Германии, герои его комиксов начали сражаться с нацистами еще до того, как Соединенные Штаты официально вступили в войну. Например, в одном из выпусков в феврале 1940 года Нэмор Подводник уничтожил нацистскую подводную лодку. В марте 1941 года Marvel еще больше продвинул эту концепцию, заставив своего флагманского супергероя, Капитана Америку, бороться с нацистами.

С фактическим вступлением США в войну большая часть персонала компании вступила в ряды армии. Самому Мартину Гудману к началу войны было тридцать четыре года, он был женат и имел двоих детей, поэтому он не был отобран на военную службу. Несмотря на общую нехватку рабочей силы и даже недостаток бумаги в более позднее военное время, бизнес комиксов процветал до самого окончания войны.

В 1943 году компания решила, что пора расширять свою целевую аудиторию и обнаружила, что девочки-подростки с удовольствием начнут покупать комиксы, адаптированные для них. В ноябре 1943 года в комиксе Marvel Mystery Comics #49 появляется первая женщина-супергерой Мисс Америка, а в ноябре 1944 года уже в отдельном комиксе Miss America Magazine #2 состоялся дебют Адской Кошки. Новые героини ходили на танцы и свидания, покоряя новую аудиторию для Гудмана.

Примерно в это же время Timely Publications продолжает эксперименты и добавляет линии юмористических комиксов и комиксы с забавными животными для малышей. Полагаясь на свой успех, в конце 1944 года Timely Publications значительно расширила свой штат и переместила свои офисы в Эмпайр-стейт-билдинг.

Скандальный уход Джо Саймона и появление талантливого племянника, Стэна Ли

На фоне достижений в 1941 году в Timely Publications разыгрывается трагедия. Джо Саймон просил Гудмана выплачивать ему процент с прибыли от созданных им с Кирби персонажей. Учитывая успех «Капитана Америки», пара была уверена, что Гудман им недоплачивает. Не увидев от босса понимания и готовности что-то изменить, Саймон начинает искать новые, более привлекательные проекты и очень быстро их находит.

Главный конкурент Marvel, компания National Comics (позже станет DC Comics), предлагает звездным авторам гонорары, превышающие предложение Гудмана в шесть раз, и полную свободу. В том же году Саймон покидает Timely Publications, однако Кирби проработает у Гудмана вплоть до 1970-го, после чего, по иронии судьбы, подастся в DC Comics.

Удивительно, но факт: на посту главного редактора Marvel к тому времени уже легендарного Джо Саймона сменил никому не известный 18-летний Стэнли Либер — дальний родственник, троюродный племянник Гудмана, ярый фанат комиксов, в течение последних двух лет работавший в Timely Publications в качестве вначале секретаря, а затем помощника редактора.

Стэнли Либер родился в 1922 году в Нью-Йорке. Семья Либера жила крайне небогато, тем не менее он сумел закончить среднюю школу имени ДеВитта Клинтона в Бронксе и начать активно помогать родителям. Много позже в интервью журналу Fortune он признавался, что с детства любил писать и точно знал, чему посвятит свою жизнь, однако в юношеские годы ему приходилось браться за любую работу. Стэнли Либер был курьером по доставке обедов в аптеки и офисы Рокфеллер-центра, секретарем у производителя брюк, хостес на входе в театр Риволи на Бродвее, продавал подписки на газету New York Herald Tribune и писал пресс-релизы для Национального центра по борьбе с туберкулезом.

Многие биографы склоняются к тому, что, наняв Либера, Гудман просто хотел сэкономить и заполучить чрезвычайно мотивированного и покорного редактора. Как бы там ни было, в будущем Либер возьмет псевдоним Стэн Ли и еще не раз докажет всему миру, что попал в Marvel не просто по знакомству. Пробыв в роли редактора всего лишь год, Ли на время оставляет компанию Гудмана: в октябре 1942 года он был призван в армию, где в составе Сигнального корпуса служил до октября 1945 года. В это время его заменяет иллюстратор Винсент Фаго.

Капитан Америка выходит на пенсию

После войны американцы потеряли интерес к супергероям, и индустрия комиксов пришла в упадок. Стремясь оживить продажи, Timely Publications пришлось отказаться от своих планов на супергероев и сосредоточиться на более широком спектре жанров. В 1948 году Мартин Гудман начал выпускать книги в мягкой обложке под маркой Lion Books. В течение 1950-х Timely Publications издавала журналы кроссвордов и юмора, голливудские фанатские журналы, мужские журналы. Старые супергерои, Факел, Нэмор и Капитан Америка, были окончательно отправлены «на пенсию» к 1950 году.

В начале 1950-х годов Гудман решил увеличить свою прибыль, создав собственную дистрибьюторскую сеть — Atlas News Company. Чтобы собрать деньги для этого дорогого предприятия, он сократил служебные расходы и перевел свой штат писателей и художников в статус фрилансеров. К концу 1951 года Timely Publications была преобразована в Atlas Publishing. Индустрия комиксов продолжала падение, а собственная распределительная сеть истощала доходы Гудмана. В 1957 году он решил закрыть направление дистрибуции и привлечь для этой цели стороннюю компанию, ей стала American News Company.

Неудачи преследовали Гудмана, всего через год компания обанкротилась, и издатель был вынужден пойти на крайне невыгодную сделку, чтобы спасти свой бизнес. В отчаянии он заключил соглашение со своим главным конкурентом — DC Comics, который согласился ежемесячно распространять только восемь наименований изданий Atlas Publishing. Только через несколько лет Гудману удастся изменить условия сделки.

Триумф Стэна Ли

60-е годы стали эпохой возрождения для жанра комиксов, издатели научились создавать персонажей, интересных новому поколению американцев, а конкуренция Marvel и DC толкала обоих вперед. Надо признать, первым, кто решился вернуть супергероев на обложки, стал DC Comics: они пошли на смелый шаг, объединив своих персонажей для борьбы со злом — в 1960 году выходит история о League of America (JLA) (Лиге Справедливости), в оригинальную версию которой вошли Супермен, Бэтмен, Чудо-женщина, Флэш, Зеленый Фонарь, Аквамен и Марсианский охотник. Лига стала успешным проектом для DC, поэтому Гудман решил, что его издательству пора последовать примеру удачливого конкурента.

В начале 60-х Гудман выделяет производство комиксов в отдельную компанию, переименовывая ее в Marvel Comics. Первым комиксом под брендом Marvel в августе 1961 года стала научно-фантастическая антология «Удивительные приключения №3», с тех пор все обложки комиксов компании маркировались пометкой MC, а все персонажи постепенно становились частью того, что впоследствии назовут Вселенной Marvel.

Возрождение Marvel тесно связано с несколькими легендарными именами. К началу 60-х у Гудмана работала сильнейшая команда: художники Джек Кирби и Стив Дитко и редактор Стэн Ли, вернувшийся на свой пост сразу по окончании Второй мировой войны, в 1945 году, и много лет вынужденный работать над не очень интересными проектами Гудмана, чтобы помочь бизнесу выжить. В ноябре 1961 года команда выпустила первый номер «Фантастической четверки», мигом завоевавшей популярность. Следом Кирби, Дитко и Ли начали создавать новых мегауспешных супергероев: свет увидели Халк, Человек-паук, Тор, Человек-муравей, Железный человек, Люди Икс, Сорвиголова, а также такие запоминающиеся антагонисты, как Магнето, Галактус, Зеленый Гоблин и Доктор Осьминог.

Именно в 60-х были заложены базовые принципы и методы Marvel. Во-первых, было решено держаться концепции «супергероев в реальном мире». Комиксы Marvel фокусировались на характерах своих персонажей, герои жили своей жизнью и сталкивались с теми же проблемами, которые мучили реальных людей. Супергерои Marvel часто имели недостатки и даже уродства, были неудачниками, в отличие от выхолощенных и всегда подкаченных персонажей конкурентов. Кроме того, звездная редакционная команда Гудмана выработала свой «метод Marvel» для создания наиболее органичных персонажей: художник и писатель работали в тесной связке, каждый диалог и картинка могли меняться по сто раз, прежде чем не был достигнут нужный результат.

Имя Стэна Ли вскоре стал одним из самых известных и признанных в сфере комиксов, а Marvel — самым успешным их производителем в мире. По данным журнала Family Magazine, в 1965 году доходы от продаж 17 изданий Marvel Comics составили $33 млн.

Выход из Marvel Мартина Гудмана

Гудман продолжал владеть Marvel до 1968 года. Затем он продал большую часть своей небольшой издательской империи компании Perfect Film and Chemical Corporation, и Marvel стал частью ее дочерней фирмы под названием Magazine Management Company. По условиям контракта, Гудман оставался издателем Marvel Comics и линии мужских журналов. Окончательно Гудман ушел из Marvel Comics в 1972 году. По некоторым данным, основатель Marvel хотел оставить на посту главного редактора своего сына, Чарльза, но этот шаг новые владельцы компании не оценили. Вместо этого пост главного редактора занял Стэн Ли, затем он станет и издателем Marvel Comics.

В 1973 году Perfect Film and Chemical Corporation изменила свое название на Cadence Industries, которая в свою очередь переименовала Magazine Management Co. в Marvel Comics Group. Гудман, теперь полностью оторванный от Marvel, создал новую компанию под названием Atlas / Seaboard Comics в 1974 году. Он запустил новую линию комиксов Atlas Comics и Seaboard Periodicals, предложив высокие ставки известным авторам и даже переманив часть штата Marvel. Всего было выпущено 23 серии комиксов, но их оригинальность и качество были сомнительными, проект прожил всего полтора года.

Тем не менее после продажи Marvel Мартин Гудман стал очень состоятельным человеком и прожил еще более 20 лет. Он скончался в Палм-Бич, штат Флорида, в возрасте 84 лет 6 июня 1992 года.

Кинобум и краткое досье перепродаж Marvel

После продажи Marvel компании Perfect Film and Chemical Corporation дела у нее шли с переменным успехом: персонажи Marvel начали появляться в кино, были экранизированы «Человек-паук» и «Доктор Стрэндж», но комиксы переживали то взлеты, то падения из-за проблем с дистрибуцией и постоянных оптимизаций внутри компании. В 1986 году Marvel была продана кинокомпании New World Pictures, но ей так и не удалось заработать на своем приобретении, и уже в 1988 году за $82,5 млн компанию купила Andrews Group — дочка холдинга McAndrews & Forbes Group, которая в основном принадлежала инвестору Рональду Перельману.

Большую часть 90-х годов Marvel провел продавая права на своих наиболее знаковых персонажей, включая Железного Человека, Халка, Черную Пантеру и Людей Икс. Компания активизировала свои усилия по продаже рекламных мест в своих комиксах и начала кампанию по лицензированию своей продукции в Европе, Африке и на Ближнем Востоке. Marvel также подписал ряд соглашений о производстве кино. В это же время компания совершает несколько знаковых приобретений.

В сентябре 1992 года Marvel приобрела торговую компанию Fleer Corporation, известную выпуском коллекционных карточек. Через год Marvel инвестировала $7 млн в покупку 46% акций нью-йоркского производителя игрушек ToyBiz Inc, чтобы наладить производство игрушечных персонажей по мотивам своих комиксов. Продажи игрушек продемонстрировали бурный рост в начале 1990-х годов, но люди быстро потеряли интерес к дорогим игрушкам, наклейкам и другим сувенирам Marvel. Компания начала нести миллионные убытки.

Перельман поставил новую задачу — начать зарабатывать на персонажах Marvel в кино. Для этого ему нужна была цельная и большая производственная структура. В 1993 году внутри компании было создано подразделение Marvel Studios, ответственное за проекты в области кино и телевидения. Затем Перельман заявил, что хочет выкупить оставшиеся акции ToyBiz и объединить компанию с Marvel. Акционерам не понравилась эта идея. Тогда Перельман объявил о банкротстве и, используя лазейку в американском законодательстве, осуществил слияние без одобрения акционеров. Новая объединенная компания в 1998 году была зарегистрирована как Marvel Enterprises.

В том же 1998 году в прокат вышла полнометражка Blade — первый фильм, который был упакован и лицензирован компанией Marvel Studios. В первый же год он собрал свыше $70 млн в США и $131 млн в Канаде, но Marvel все еще нужно было отдавать львиную часть сборов производителям. Компания приступила к долгосрочным планам по выпуску фильмов в течение следующих 10 лет, включая X-Men, Elektra и Fantastic Four.

В начале 2000-х Marvel остается ключевым издателем на рынке комиксов, несмотря на то что отрасль значительно сократилась по сравнению с предыдущими десятилетиями. В 2005 году компания меняет название на привычное сейчас Marvel Entertainment и начинает готовиться к выпуску собственных фильмов. Первая картина вселенной Marvel вышла в 2008-м году, и ее успех был впечатляющим: за первые 17 дней проката кинолента собрала порядка $430 млн. Всего фильм заработал свыше $585 млн.

Здесь необходимо вспомнить о Стэне Ли — человеке, создавшем львиную долю полюбившихся миллионам персонажей Marvel. Некоторое время Ли руководил Marvel Studios, однако в начале 2000-х официально больше не был связан с компанией, хотя и носил звание «Заслуженного председателя», периодически выступал в роли консультанта в ряде проектов, а также любил иногда мелькать в фильмах Marvel в качестве камео, появляясь в кадре лишь на несколько секунд. 12 ноября 2018 года Стэн Ли умер в возрасте 95 лет. Любопытно, что последнее камео Стэна Ли поклонники Marvel увидели спустя полгода после его смерти — эпизод с участием легендарного редактора был включен в ленту «Мстители: Финал», за первый же уик-энд собравший в мировом прокате $1,2 млрд.

Очередное поглощение Disney и возвращение героев «домой»

В конце августа 2009 года The Walt Disney Company объявила о покупке Marvel. Сделка состоялась в конце декабря 2009 года, а ее цена, по данным Washington Post, составила $4,24 млрд. На тот момент Disney пришлось смириться с тем, что Marvel к тому времени не принадлежали права на многих персонажей, ведь в 90-е большинство из них были распроданы другим компаниям.

Sony выпускала кинопродукцию по Человеку-пауку, Paramount владел Железным человеком, Тором, Капитаном Америкой и Мстителями, Universal — Халком, а Fox использовало в своих продуктах Людей Икс и Фантастическую четверку. Дисней предстояла долгая работа по возвращению персонажей Marvel. Точка в деле была поставлена 14 декабря 2017 года, когда The Walt Disney Company заявила о финальной сделке: приобретении активов 21st Century Fox за $52,4 млрд. Помимо прочих франшиз и героев, к Marvel таким образом вернулись Люди Икс, Дэдпул и Фантастическая четверка.

Вселенная Marvel

Вселенная Marvel — вымышленная, совместная вселенная, где происходит большинство комиксных историй, издаваемых Marvel Comics.

Вселенная Marvel на самом деле существует в мультивселенной, состоящей из тысяч отдельных вселенных, которые все созданы Marvel Comics и которые все, в каком-то смысле, — «вселенные Marvel». В данном контексте «Вселенная Marvel» взято за обозначение главной хронологии Marvel, известной как Земля-616.

История

Происхождение

Хотя концепция совместной вселенной не была для комиксов в 1961 г. новой или уникальной, автор и редактор Стэн Ли вместе с несколькими художниками, включая Джека Кирби и Стива Дитко, создали серии изданий, где события одной книги имели последствия в другом издании и последовательные истории показывали рост и перемену персонажей. Заглавные персонажи одного издания появлялись мельком или в качестве гостей в других книгах. В конечном счёте, многие из ведущих героев собрались в команду, известную, как Мстители. Это был не первый раз, когда персонажи Marvel взаимодействовали друг с другом — Нэмор-Подводник и оригинальный Человек-Факел были соперниками в «золотом веке» Marvel — но это был первый случай, когда персонажи издателя комиксов, казалось, разделяли мир. Вселенная Marvel также известна тем, что действие её центральных изданий происходит в Нью-Йорке (в противоположность героям DC, живущим каждый в отдельном вымышленном городе). Позаботились так же и о том, чтобы изобразить город и мир настолько реалистичными, насколько возможно с присутствием сверхлюдей, затрагивающих обычных людей в разных отношениях.

Со временем несколько сценаристов Marvel Comics убедили редакторов Marvel принять идею Мультивселенной — это сюжетное приспособление позволяет создавать несколько вымышленных вселенных, которые обычно не накладываются одна на другую (для большей информации см. ниже или Мультивселенная (Marvel Comics)). Происходящее на Земле в основной Вселенной Marvel обычно не оказывало воздействия на происходящее на параллельной Земле в другой созданной Marvel вселенной. Однако авторы обладали творческой способностью создавать истории, в которых люди из одной такой вселенной посещали эту альтернативную вселенную.

В 1982 г. Marvel опубликовала мини-серию «Состязание Чемпионов», где все уже существующие на тот момент главные герои были собраны вместе, чтобы справиться с одной угрозой. Это была первая мини-серия Marvel. Каждый выпуск содержал биографические данные на многих важных костюмированных персонажей; эти биографии были предшественником серий Marvel по справочному материалу — «Официальной Настольной книги Вселенной Marvel», вскоре последовавшей по пятам «Состязания Чемпионов».

Новая Вселенная

В 1986 г., в честь 25-летия Marvel Comics, Джим Шутер, в то время главный редактор, выпустил достаточно неудачную линию комиксов «Новая Вселенная». Предполагалось, что Новая Вселенная будет более реалистичной автономной супергероической вселенной, но из-за сочетания недостатка редакционной поддержки и общей незаинтересованности со стороны читателей линия была отменена через три года.

Перерождение Героев и Ultimate Marvel

С годами, поскольку число опубликованных изданий возрастало и накапливался том прошлых историй, становилось всё более трудно поддерживать внутреннюю последовательность и хронологию. Но, в отличие от своего основного конкурента DC Comics, Marvel никогда не занималась коренной перезагрузкой своей хронологии. В последние годы были сделаны небольшие попытки производить более приемлемые для новых читателей истории, такие как издания «Перерождение Героев», происходившие в карманной вселенной, куда были сосланы на год многие основные герои Marvel. На сегодня самой успешной попыткой стали издания «Ultimate», серия изданий во вселенной, отдельной от основной хронологии Marvel, и по существу начинавших всю Вселенную Marvel с начала. Продолжающиеся комиксы «Ultimate» ныне существуют для Людей Икс, Мстителей (в виде Пределов (Ultimates)) и Человека-Паука, так же как и мини-серий, изображающих других персонажей вроде Сорвиголовы и Электры. Продажи этих изданий высоки, и похоже что Marvel будет продолжать расширять линию, фактически создавая две Вселенные Marvel, существующие одновременно.

По сути издания Ultimate сработали так хорошо, что стали основой для нескольких видеоигр (игры «Ultimate Spider-Man» и «X-Men Legends») и двух анимационных фильмов: «Ultimate Avengers» и «Ultimate Avengers 2». Хотя это не канон для хронологии Ultimate, «Marvel: Ultimate Alliance» могла быть названа в честь импринта Ultimate, равно как и разделять приметы персонажа с несколькими важными героями (наиболее заметно — Ночным Змеем, Капитаном Америкой и Тором).

Концепции

Вселенная Marvel достаточно сильно основана на реальном мире. Земля во Вселенной Marvel обладает всеми особенностями настоящей: те же страны, те же личности (политики, кинозвёзды и т. д.), те же исторические события (Вторая мировая война, Корейская война, Вьетнамская война и т. д.) и так далее. Однако она также содержит много других вымышленных элементов: страны, такие как Ваканда, Латверия и Дженоша (хотя очень маленькие страны), и организации, вроде шпионского агентства ЩИТ и его врага ГИДРА.

Самое главное, Вселенная Marvel также включает примеры почти всех основных научно-фантастических и фэнтэзийных концепций, всё более постоянно добавляемые авторами. Инопланетяне, боги, магия, космические силы и необычайно развитая технология, разработанная людьми — всё существует на виду во Вселенной Marvel. (Вселенные, включающие все эти виды фантастических элементов довольно редки; другие примеры — Вселенная DC, Ктовселенная и Баффивселенная). Благодаря этим дополнительным элементам Земля во Вселенной Marvel является домом большого количества супергероев и суперзлодеев, которые обрели свои силы одним из данных способов.

Поскольку во Вселенной Marvel между выпусками обычно проходит очень мало времени, в то время как в реальном времени обычно проходит месяц, время действия историй должно обновляться каждые несколько лет; главные герои Marvel были созданы в 1960-х, но время, прошедшее между «тогда» и «сейчас» в самой вселенной, последний раз было указано как около тринадцати лет. В отличие от DC Comics, использующей идею, что вмешательство во время злодеев заставляло реальность перезагружаться несколько раз, Marvel просто предполагает, что истории происходят в промежутке лет, а не десятилетий; это известно как «плывущая хронология». Таким образом, события предыдущих историй считаются происшедшими за определённое число лет до даты выхода нынешнего выпуска. К примеру, окончание Человеком-пауком старшей школы было опубликовано в «Amazing Spider-Man» #28 (сентябрь 1965), окончание им колледжа в «Amazing Spider-Man» #185 (октябрь 1978) и его встреча выпускников школы в «Marvel Knights: Spider-Man» #7 (декабрь 2004). Там, где истории ссылаются на реальные исторические события, эти ссылки позже игнорируются или переписываются, чтобы соответствовать нынешнему положению дел. Например, происхождение Железного человека было недавно изменено так, чтобы относиться к вооружённому конфликту в Афганистане, в то время как первоначальные истории о Железном человеке относились к войне во Вьетнаме. [1]

Однако в политике скользящей шкалы времени есть несколько исключений. Обычно это происходит, когда персонажи неразрывно связаны с определённым временным периодом. Самым выдающимся примером этого является Капитан Америка, остававшийся героем Второй мировой всё своё существование (хотя он остаётся примерно такого же возраста, как при дебюте, поскольку провёл годы в ловушке приостановленной жизнедеятельности. Из-за плывущей хронологии время, которое Капитан был заморожен, постоянно возрастает, и сегодня прошло уже больше шестидесяти лет после окончания Второй мировой войны и исчезновения Капитана Америки, но когда персонаж был впервые возвращён к жизни в 1963-м, ещё не прошло и двадцати лет). Другие примеры это — Каратель, ветеран Вьетнамской войны, и суперзлодей Магнето, еврей, выживший в Холокосте (который кажется моложе своего истинного возраста из-за эффекта омоложения).

Интересно, что компания Marvel Comics сама существует во Вселенной Marvel и версии людей, таких как Стэн Ли и Джек Кирби, появлялись в некоторых историях. Marvel этой реальности издаёт комиксы, адаптирующие настоящие приключения супергероев (за исключением деталей, неизвестных широкой публике, вроде их секретных личностей); многие из них разрешены с согласия самих героев, обычно жертвующих свою долю прибыли на благотворительность.

Костюмированные супергерои и суперзлодеи

Традиция использования костюмированных секретных личностей, чтобы бороться со злом (или его совершать) в этом мире существовала давно (пример — средневековый Чёрный Рыцарь), но приобрела большое значение в дни американского «Дикого Запада» с героями вроде Всадника-Фантома. В 20-м веке традиция была вновь подкреплена Капитаном Америкой в 1940-х (не первый костюмированный герой того времени, но, возможно, самый влиятельный).

Главные герои Marvel (те, кто вовлечены в большинство важных событий) — это созданные между 1961 и 1963, во время «Серебряного века» Marvel, Человек-паук, Железный человек, Доктор Стрэндж, Сорвиголова, Тор, Халк, Человек-муравей и Оса, Люди Икс, Фантастическая Четвёрка и директор ЩИТа Ник Фьюри. В отличие от Вселенной DC, мало персонажей Marvel 1940-х стали главными персонажами в современных публикациях; Капитан Америка стал одним исключением, и в меньшей степени его современник Подводник — другим, главным образом потому, что оба эти персонажа были заново представлены читателям и Вселенной Marvel в 1960-х.

Видные группы супергероев включают в себя Мстителей, Людей Икс и Защитников. Все эти группы имеют переменные составы; в число членов команды Мстителей, в частности, в тот или иной период входило большинство главных героев Marvel. Люди Икс — команда мутантов, сформированных Профессором Икс, включающая в себя нескольких самых популярных персонажей Marvel, вроде Росомахи. Защитники — команда по случаю, обычно собираемая вместе Доктором Стрэнджем, включала Халка, Подводника и Серебряного Сёрфера.

Последние пять лет многие ранее костюмированные суперзлодеи изображались в уличной одежде (без костюмов). Комиксы, издаваемые в последнее время, показывают, что эта тенденция могла быть временной.

Происхождение сверхчеловеческих сил

Большинство сверхлюдей на Земле Marvel обязаны своими силами Небесным, космическим существам, которые посетили Землю миллионы лет назад и ставили опыты на наших доисторических предках (процесс, который они также проводили на нескольких других планетах). Результатом стало создание двух скрытых рас: богоподобных Вечных и генетически неустойчивых Несовершенных; кроме того, дав нескольким людям «фактор икс» в их генах, иногда активирующийся естественно, результатом чего становятся иногда сверхсильные, иногда изуродованные люди, называемые мутантами. Другие нуждаются в других факторах (вроде радиации), чтобы проявились их силы. В зависимости от генетического строения, люди, которые подвергаются различным химикатам или радиации, часто умирают или получают травму, в то время как в других это заставляет сверхчеловеческие способности проявиться. За исключением псионических способностей, эти силы обычно случайны; редко два человека обладают абсолютно одинаковым набором сил. Неясно, почему Небесные это сделали, хотя известно, что они продолжают наблюдать за эволюцией человечества. Серия Marvel под названием «Earth X» (Земля Икс) исследовала одну возможную причину: что сверхлюдям предназначено защищать Небесного, «растущего» внутри Земли; но эта серия часто противоречит установленной ранее хронологии Marvel. Враг Людей Икс, известный как Варгас, претендует на то, что является новым направлением в человеческой эволюции, поскольку родился со сверхсилами, даже хотя генетический профиль показал, что он был обычным человеком. Большинство населения не знает, что может вызывать сверхчеловеческие силы.

В число других источников сверхчеловеческих сил входят магия, генетическая манипуляция или бионические имплантаты. Некоторые герои и злодеи не обладают силами вовсе, а вместо этого полагаются на подготовку в рукопашном бою или передовое технологическое снаряжение. Во Вселенной Marvel технология несколько более развитая, чем в реальном мире (из-за уникальных людей с гениальным интеллектом, вроде Рида Ричардса (Мистер Фантастика) из Фантастической Четвёрки). Однако большинство действительно передовых устройств (таких как силовой брони и смертельных лучей) слишком дороги для обычного гражданина и обычно находятся в руках правительственных организаций, вроде ЩИТа, или могущественных преступных организаций, вроде ЦЕЛИ. Одной большой компанией, производящей эти устройства, является Stark International, принадлежащая Энтони Старку (Железный человек), но есть и другие. Передовая технология также доставалась людям от скрытых рас, инопланетян или путешественников во времени вроде Канга Завоевателя, который, как известно, повлиял на отрасль робототехники в прошлом.

В случае сверхлюдей энергия, требуемая для их сверхсил, либо приходит изнутри, используя их собственные тела как источник, или, если потребность в энергии превышает то, что способно поставить тело, поступает из иного источника. В большинстве случаев этот другой источник, похоже, является тем, что называется вселенским псионическим полем (ВПП), из которого они способны подпитываться. Временами они связаны с другим источником и ещё реже даже являются его хозяином.

Marvel пытается объяснить большинство сверхсил и их источников «научно», обычно путём использования вымышленных наукообразных концепций, таких как:

  • Эффект батареи: клетки тела обладают такой же функцией, как батареи, заряжаясь энергией, поступающей из внешнего источника. Наиболее часто это можно увидеть у лиц, подвергшихся гамма-радиации, вроде Халка, которые черпают силы из этой запасённой энергии. Силы будут оставаться, пока присутствует энергия, и могут даже быть увеличены путём ещё большего насыщения «батарей». Если энергия иссякнет, силы постепенно исчезнут.
  • Исконная Сила — оставшаяся от Большого Взрыва сила, контролируемая Старейшинами Вселенной.
  • Псионическая энергия — как предполагается, невидимая неизвестная форма энергии, производимая каждым живым мозгом, которая обладает способностью управлять другими формами материи и энергии.
  • Вселенское псионическое поле — сила, которая присутствует повсюду во Вселенной, но только обладающие способностями подключаться к ней могут воспользоваться её энергией.
  • Сила Загадки, как предполагается, связана с Микровселенной и является источником Вселе-Силы, превращающей обладателя в Капитана Вселенную.
  • Внепространственный космос: измерения, которые могут быть использованы для того, чтобы вытягивать из них массу (и дополнять объектам на Земле) или отнимать её от этих объектов и запасать в таких «карманных измерениях» для будущего восстановления. Так, персонажи вроде Халка могут расти и уменьшаться без видимого поглощения массы. Вид субатомных частиц, называемый «Частицы Пима», может быть использован для этих эффектов. Изменение массы может происходить в форме изменения плотности, позволяя персонажу становиться плотнее или бесплотным. Некоторые персонажи могут, кажется, «превращать» себя (или других) в неживые субстанции или даже чистую энергию, сохраняя тела во внепространственном космосе и заменяя их телами из материи или энергии того измерения, при этом их души остаются на Земле, контролируя свои новые тела. Перемещение в другие измерения может также быть использовано как способ «телепортировать», возвращаясь в измерение Земли в точке, отличной от точки выхода.
  • Тёмная сила — неизвестное тёмное вещество из другого измерения (известного просто как Измерение Тёмной силы), которое можно вызывать и управлять им разными способами: создавать непроницаемую тьму, уплотнять его в различные формы и (самое главное) поглощать «жизненную энергию» живых существ (не все пользователи могут применять все эти эффекты). Тёмная сила также может быть использована для перемещения в её родное измерение и обратно, но это опасно для всех, кроме обладателей способностей Тёмной силы. Некоторые верят, что Тёмная сила разумна и иногда оказывает злое влияние на тех, кто её использует. Версиями способностей Тёмной силы обладают разные герои и злодеи, включая Тёмную звезду, первого Затмения, Савана, Плаща, Швейцара и Болота (из Вселенной Верховного Эскадрона). Однако похоже, что Плащ является основным «порталом» в Тёмную силу.
  • Живой Свет — противоположность Тёмной силы: форма энергии, напоминающая свет и также поступающая из собственного измерения, но оказывающая исцеляющее воздействие на живых существ (кроме созданных из тьмы или Тёмной силы). Неизвестно, может ли он быть разумен. Кинжал, похоже, является основным воплощением Живого Света.
  • Космическая Сила — сила, способная изменять реальность, позволяя пользователю делать всё, что он или она хочет (включая послабление законов физики). Единственным ограничением является то, сколько космической энергии персонаж способен использовать за раз. Похоже, она является частью самой вселенной и может быть напрямую связана с Галактусом, как её основным обладателем или даже источником. Вестники Галактуса, включая Серебряного Сёрфера и Нову, наделены Космической Силой.
  • Магия, кажется, тоже является подобной формой энергии, за исключением того, что она естественно может не подчиняться законам физики. Однако она имеет собственные правила, изменяющиеся в зависимости от способа просьбы, обычно в форме произносимых заклинаний. Она, кажется, присутствует во всём, даже живых существах. Все люди во Вселенной Marvel имеют способность использовать магию, но только если надлежащим образом подготовлены. Большинство людей не знают, что магия действительно работает. Кроме того, могущественные магические существа из других измерений создали особые, невероятно сильные магические заклинания, которые они позволяют использовать тем чародеям, кто взывают к их имени; один пример — трио существ, называемых Вишанти, которые служат покровителями героическим волшебникам. В любое время на Земле есть чародей, чья задача — защищать вселенную от внепространственных мистических захватчиков; этот чародей известен как Верховный Волшебник — пост, ныне занимаемый Братом Вуду, раньше Доктор Стрэндж.
  • «Адский огонь» — волшебная сила, которая напоминает огонь, но может быть холодной и повреждать душу, а не физическое тело; используется главным образом демоническими существами вроде Призрачного гонщика.

Нечеловеческие расы

Параноидальный страх перед мутантами отчасти существует из-за историй о том, что мутанты — раса или даже вид (Homo superior или Homo sapiens superior), который выделяется и которому предназначено заменить обычных людей. Это стало причиной формирования организаций, которые разбирались бы с проблемой. Их можно разделить на три лагеря: стремящихся к мирному сосуществованию между мутантами и обычными людьми (Люди Икс и их филиальные группы), стремящихся контролировать или уничтожать людей, чтобы дать мутантам безопасность или власть (Магнето и его последователи, так же как и другие мутанты, вроде Апокалипсиса) и стремящихся регулировать или уничтожать мутантов в пользу людей. Последние часто используют роботов, известных как Стражи, в качестве оружия. Некоторые виды считаются недочеловеческими, вроде Морлоков, скрывающихся под Нью-Йорком, к которым предвзято относился внешний мир из-за их мутационных уродств. Недавно Морлоки вступили в террористическую организацию Генная Нация.

В дополнение к мутантам, Вечным и Несовершенным на Земле тайно существовало ещё несколько разумных рас, включая: Нелюдей, ещё одну генетически неустойчивую расу (подобно Несовершенным, но в их случае это явилось следствием использования ими вещества под названием «Терриген»), созданную давным-давно в результате эксперимента Кри; Подземные, раса гуманоидов, приспособленных к жизни под поверхностью, созданных Несовершенными (некоторые Подземные были превращены демоном в Лава-Людей); и Homo mermanus, гуманоидную расу дышащих под водой, живущих в океанах Земли. Большинство этих рас обладают передовой технологией, но существовали скрытыми от человечества до недавних времён. Ещё больше версий человечества можно найти на Дикой Земле (см. ниже). Большинство рас Дикой Земли произошли от группы примитивных человекообезьян, похоже, избежавших экспериментов Небесных, чьё влияние присутствует во всех современных Homo sapiens. Всё ещё существуют другие ответвления от эры, когда примитивные гуманоиды ходили по земле, вроде изменённого неандертальца, известного как Недостающее Звено — старого врага Халка.

Инопланетные расы

Во Вселенной Marvel также есть сотни разумных инопланетных рас. Земля взаимодействовала с многими из них, поскольку случилось так, что в нашей Солнечной системе существует важная «деформация гиперпространства».

Основная статья: Список инопланетных рас Marvel Comics

Тремя большими космическими империями являются:

  • Кри, правящие Галактикой Кри (на самом деле Большое Магелланово Облако);
  • Скруллы, правящие Галактикой Скруллов (Галактика Андромеды);
  • Ши’ар, правящие Галактикой Ши’ар (аналога в реальном мире нет, но им может, предположительно, являться Галактика Треугольника).

Империи часто находятся в прямом или косвенном конфликте, в который иногда вовлекаются земляне; в частности, Кри и Скруллы — древние враги, и Война Кри и Скруллов вовлекала в себя людей несколько раз.

Другой видной инопланетной расой являются Наблюдатели, бессмертные и мудрые существа, наблюдающие за Вселенной Marvel и давшие священную клятву не вмешиваться в события, хотя назначенный на Землю Наблюдатель Уату несколько раз нарушал эту клятву.

Старейшины Вселенной — древние инопланетяне, часто оказывавшие большое влияние на многие миры миллиарды лет, действуя поодиночке или группой. Сила под названием Исконная направляется через них.

Существует много других рас, образовавших «Межгалактический Совет», чтобы с ними считались в делах, касающихся их всех, таких как вмешательство землян в их дела.

Во время Секретных Войн впервые появился симбиотический чёрный костюм Человека-паука, опознанный Мистером Фантастикой как инопланетная форма жизни. Позже, с Эдди Броком он стал существом, известным как Яд (Веном) — ныне одним из величайших врагов Человека-паука, который породил Потрошителя (Карнажа), а тот, в свою очередь — Токсина.

Сверхъестественные существа

Вселенная Marvel также богата легендарными созданиями, такими как боги, демоны и вампиры. «Боги» большинства политеистических пантеонов на самом деле — могущественные бессмертные человекоподобные расы из других измерений, посещавшие Землю в древние времена и ставшие основой многих легенд (очевидно не все такие легенды могут быть правдой, поскольку противоречат научным фактам, так же как и друг другу). Кроме мифологических богов, существует и много божеств, созданных писателями Marvel, таких как Тёмные Боги, враги Асгардиан.

Примечательно, что в процессе истории многие личности и существа притворялись богами или демонами; в частности, ни один из объявлявших себя важными фигурами из иудее-христианских верований (такими как Сатана или Яхве) не оказался настоящим, хотя в последние годы появилось несколько ангелов, что доказывает существование в этой Вселенной рая и ада, согласно христианским верованиям настоящего мира.

Похожим образом, демоны — злые магические существа, принимающие участие в делах вселенной, одним из самых печально известных из них является Мефисто. Другие — это Кошмар, Д’спэйр, Н’астирх, Дормамму и Шума-Горат.

Большая часть нынешнего поколения богов оказалась потомками Старшей Богини Геи. Два самых видных пантеона — это Асгардиане (членом которых является Тор) и Олимпийцы (членом которых является Геркулес). Правители различных пантеонов временами собираются в группы, известные как Совет глав богов и Совет Небесных отцов.

Тысячу лет назад Небесные заставили богов не вмешиваться в дела человечества (по крайней мере, в открытую), и сегодня большинство людей считает их вымыслом.

Космические сущности

Выше всех прочих существ во Вселенной Marvel стоят космические сущности, существа невероятно больших уровней силы (слабейшие могут уничтожать планеты), которые существуют для исполнения обязанностей, поддерживающих существование вселенной. Большинство вовсе не волнуют «низшие существа», вроде людей, и, как следствие, их действия иногда могут быть опасны для смертных. Когда вселенной угрожают страшные опасности, эти существа нередко собираются вместе обсудить угрозу и даже действовать. Величайшим из них является Тот, Кто Выше Всех, известный также как Бог Вселенной Marvel. Ниже только его стоит Живой Трибунал, космический посредник.

Над всеми пантеонами богов, космическими сущностями и даже Трибуналом существует одно абсолютное верховное существо, известное как Тот, Кто Выше Всех (не путать с Небесным, которого тоже так зовут). Показанное создателем всей жизни, это существо властвует над измерением, упоминаемым как «рай» и населённым ангелами, в которое попадают души добродетельных усопших (вроде Бена Гримма) — таким образом, Тот, Кто Выше Всех фактически синонимичен иудее-христианскому Яхве. Когда Тот, Кто Выше Всех наконец появился в 2004 на страницах Fantastic Four, он явился в форме Джека Кирби, «зарисовывавшего» реальность на раскадровке книги комиксов. Он явно общался с партнёром (подразумевалось, что Стэном Ли), хотя где именно это основанное на Ли существо вписывается в космическую иерархию неизвестно.

Хотя вышеперечисленное — правда, Живой Трибунал и большинство других космических персонажей морально беспристрастны. Они часто говорят, что такие концепции относительны (подразумевается в муравейниковой аналогии Галактуса) или просто применимы только к «низшим» существам. После этих слов трудно действительно приравнять Того, Кто Выше Всех к иудее-христианскому Яхве.

Космология

Основная статья: Мультивселенная (Marvel Comics)

Вселенная Marvel — часть мультивселенной, где различные вселенные сосуществуют одновременно, напрямую не затрагивая одна другую.

Вселенные/Земли/хронологии

Действие большинства изданий Marvel Comics происходит в хронологии, известной как Земля-616. Эта хронология существует в мультивселенной вместе с триллионами других. [2] Альтернативные хронологии в мультивселенной Marvel в целом определяются условиями их отличий от Земли-616.

В число хронологий, кроме Земли-616, входят следующие (для полного списка см. Мультивселенная (Marvel Comics):

  • Дом М
  • Ultimate Marvel (Предел Marvel)
  • Век Апокалипсиса
  • Amalgam (Смесь)
  • Эра Marvel
  • Новая Вселенная
  • Приключения Людей Икс — первоначально основанная на мультсериале «Люди Икс», эта вселенная продолжила показывать более оригинальные истории и в её последнем выпуске оказалось, что она является вселенной, существовавшей до нынешней реальности 616, когда она была уничтожена разломом Кристалла М’краан. Текущее издание «Official Handbook of the Marvel Universe» это подтвердило.
  • Люди Икс: Эволюция (основанная на мультсериале с аналогичным названием).

Кроме того, многие хронологии посещали в комикс-сериях «What If», «What The—?!» (прежде «Not Brand Echh») и «Exiles».

Примечательно, что в Marvel Comics концепция хронологии — не такая же, как «измерение» или «вселенная»; к примеру, персонажи вроде Мефисто и Дормамму прибывают из других измерений, а Небесные из другой вселенной, но все они тем не менее принадлежат к хронологии Земли-616 (где все измерения и вселенные, кажется, связаны с единой основной линией времени). Хронологию также не следует путать со штампом; к примеру, хотя действие изданий некоторых штампов, вроде Ultimate Marvel, происходит в другой хронологии, действие некоторых или всех публикаций других штампов, таких как Epic Comics, Marvel MAX и Marvel UK происходит в хронологии Земли-616.

Измерения

В хронологиях и иногда между ними существует разнообразие «измерений», временами называемых «карманные измерения», которые типично изображаются не как отдельные хронологии, а скорее часть одной, типично Земли-616. Таких измерений много, от похожих на Землю до полностью инопланетных. Одни по природе магические, другие научные; одни обитаемые, другие нет. В их число входят реальности вроде Микровселенной, Измерения Тёмной силы, Неопределённости, Моджомира и многих других.

Время

Заслуживающая внимания особенность вселенной Marvel в том, что обычно нельзя изменить историю — если путешественник во времени в какой-то момент прошлого изменит установленное течение событий, от существующего временного потока просто «ответвится» расхожая вселенная и путешественник во времени всё равно вернётся в свою не изменившуюся оригинальную вселенную. Эти реальности также могут порождать свои собственные. Существуют сотни, возможно, тысячи таких реальностей. Неизвестно, почему это происходит, хотя в болоте Флориды в основной Вселенной Marvel (известной как Земля-616) существует деформация, известная как Связь Всех Реальностей. По большому счёту, это не имеет значения, так как большинство существ не знают, что это происходит или даже что их вселенные недавно «родились» из других. Однако существуют личности и организации, пытающиеся наблюдать за различными реальностями или управлять ими. В их число входят Иммортус, Корпус Капитана Британии, Власти Расхождения Времени, Крушители Времени/Изгнанники и силы Канга Завоевателя.

Было показано, что возможно путешествовать во времени без создания новой альтернативной вселенной, вместо этого изменяя события будущего, но это, похоже, имеет опустошительные и очень-очень далеко идущие последствия (как изображено в мини-серии «Marvel 1602»).

Космос

Хотя Вселенная Marvel, предположительно, так же велика, как и реальная вселенная, где обитают читатели комиксов, для всех намерений и целей вселенной является Местная группа; практически всё действие происходит в ней. Империя Скруллов расположена в Галактике Андромеды, Империя Кри в Магеллановых облаках, являющихся спутниками Галактики Млечного пути, в которой, конечно же, находится Земля, тогда как Империя Ши’ар расположена где-то между ними, в одной из галактик поменьше (возможно, Треугольника); периодически эти империи упоминаются как основные политические силы «во вселенной». Похожим образом, Местная группа, кажется, была единственной затронутой областью, когда волна Уничтожения собирала свою кровавую жатву «через вселенную». Одним известным исключением из правила «Местной группы» является Планета Халка, расположенная не только в другой галактической группе, но и более того — в другой галактической сверхгруппе под названием Форнакс.

Источники

  • Сегмент концепций: Официальная Настольная книга Вселенной Marvel (различные статьи в различных томах).

См. также

Для более полных списков обитателей Вселенной Marvel см. Список персонажей Marvel Comics, Список команд и организаций Marvel Comics и Список инопланетных рас Marvel Comics.

  • Особенности Вселенной Marvel
  • Хронология Вселенной Marvel
  • Важные события Вселенной Marvel
  • Marvel Comics
  • Официальная Настольная книга Вселенной Marvel
  • Мультивселенная (Marvel Comics)

Примечания

  1. Iron Man том 4, #1 (Ноябрь 2004)
  2. Exiles Annual #1 (Ноябрь 2006)

Ссылки

  • marvel.com — официальный сайт Marvel Entertainment (англ.)
  • Проект: Хронология Marvel (англ.)
  • Marvel World (русский фан-сайт о Марвел)
Marvel Comics
Главные редакторы Джо Саймон · Стэн Ли · Винсент Фаго · Рой Томас · Лен Уэйн · Марв Волфман · Джерри Конвэй · Арчи Гудвин · Джим Шутер · Том ДэФалко · Боб Харрас · Джо Кесада · Аксель Алонсо
Авторы Джей Скотт Кэмпбелл · Стив Дитко · Тодд Макфарлейн · Уоррен Эллис · Марк Миллар
Издательские линии и импринты Timely Comics · Atlas Comics · Marvel Next · Icon Comics · Marvel Adventures · Marvel Knights · MC2 · MAX · Ultimate Marvel · Dabel Brothers Productions · Marvel Masterworks · Essential Marvel Comics · Amalgam Comics · Curtis Magazines · Epic Comics · Marvel 2099 · Marvel Age · Marvel Absurd · Marvel CyberComics · Marvel Digital Comics Unlimited · Marvel Edge · Marvel Music · Marvel Noir · Tsunami · Marvel UK · Malibu Comics · New Universe · Paramount Comics · Razorline · Star Comics · The End
Статьи по теме Список персонажей Marvel Comics · Список команд и организаций Marvel Comics · Вселенная Marvel · Мультивселенная · Список миров Мультивселенной Marvel Comics · Важные события Вселенной Marvel · Список фильмов по комиксам Marvel Comics · Кинематографическая вселенная Marvel
  • Marvel Comics
  • Вымышленные вселенные

Wikimedia Foundation . 2010 .

Английский править

От лат. mirabilia «чудеса», от mirabilis «странный, удивительный», далее mirari «дивиться, любоваться», далее из mirus «дивный, необыкновенный», далее из праиндоевр. *smei-, *smeyǝ- «смеяться, улыбаться» Англ. marvel — с начала XIV века, заимств. через ст.-франц. merveille; marvelous — тогда же, из ст.-франц. merveillos. Использованы материалы Online Etymology Dictionary Дугласа Харпера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания править

marvel II править

Морфологические и синтаксические свойства править

Инфинитив marvel
3-е л. ед. ч. marvels
Прош. вр. marvelled (брит.)
marveled (амер.)
Прич. прош. вр. marvelled (брит.)
marveled (амер.)
Герундий marvelling (брит.)
marveling (амер.)

Произношение править

  • МФА: [ ˈmɑːv(ə)l ]

Семантические свойства править

Значение править
  1. изумляться, удивляться, поражаться ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ).
  2. восторгаться, восхищаться ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ).
Синонимы править
Антонимы править
Гиперонимы править
Гипонимы править

Родственные слова править

См. marvel I.

Этимология править

См. marvel I.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания править

Последний раз редактировалась 19 августа 2017 в 06:59

Языки
  • Эта страница в последний раз была отредактирована 19 августа 2017 в 06:59.
  • Если не указано иное, содержание доступно по лицензии CC BY-SA 4.0.
  • Политика конфиденциальности
  • Описание Викисловаря
  • Отказ от ответственности
  • Кодекс поведения
  • Разработчики
  • Статистика
  • Заявление о куки
  • Условия использования
  • Настольная версия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *