Когда появились плееры с наушниками
Перейти к содержимому

Когда появились плееры с наушниками

  • автор:

Краткая эволюция портативных плееров (инфографика)

От кассетных плееров до беспроводных наушников: очень краткий экскурс в историю портативной музыки от Statista.

Самый первый портативный музыкальный плеер на кассетах под брендом Walkman представила японская компания Sony в далёком 1979 году. Устройство было довольно громоздким, но тем не менее перевернуло жизнь меломанов, которые больше не были привязаны к дому или автомобилю и теперь могли буквально носить музыку «в кармане».

В 1984 важным событием стал релиз этой же компанией Discman — первого портативного CD-плеера. Первый mp3-проигрыватель принадлежит южнокорейской SaeHan Information Systems — устройство MPMan F10, оснащённое всего 32 Мб флеш-памяти, дебютировало на азиатском рынке в 1998 году. 20-летний юбилей в этом году празднует Samsung SPH-M100 — первый мобильный телефон с поддержкой музыки в mp3-формате. В 2001-м свой фирменный iPod, совершивший революцию в мире медиаплееров, показала Apple. Спустя 6 лет компания представила свой первый смартфон с возможностями айпода.

Если первые беспроводные наушники появились ещё в конце прошлого века, то в 2016-м Apple сказала новое слово в этой области, выпустив AirPods — это были первые раздельные беспроводные наушники, которые к тому же имели возможность управления прикосновением и футляр для зарядки в комплекте.

Эволюция аудиоплееров: от кассетного Walkman до iPod и стриминга

Ещё каких-то лет 20 назад мы перематывали аудиокассеты при помощи карандаша – чтобы сэкономить немного заряда батареек в своём плеере – и отважно боролись с последствиями зажёванной в лентопротяжном механизме плёнки, а сегодня уже вовсю пользуемся Spotify (наконец-то в России), Apple Music, Deezer, Tidal, Qobuz и другими сервисами с практически неограниченным доступом к контенту. Интересный факт: те, кто родились в 80-е или раньше, наверняка хорошо помнят все основные этапы эволюции портативного аудио – от кассетных и CD-плееров, до iPod, iPhone и стриминговых сервисов. Вспоминаем историю развития персонального аудио, которое стало неотъемлемой частью новой мобильной реальности.

Кассетные плееры. Sony Walkman и его последователи

walkman

Ещё не так давно самым популярным вариантом для прослушивания музыки в дороге был именно кассетный плеер: тот самый, у которого садились батарейки, превращая вокал Майкла Джексона в набор протяжных завывающих звуков, а песни группы Scorpions – в подобие произведений в жанре Doom Metal. Популярность кассетных плееров зародилась в 1979 году, когда компания Sony представила свой первый Walkman – вероятно, самый востребованный и без преувеличения, легендарный продукт. Это устройство стало настоящим прорывом, хотя по большому счёту, не предлагало чего-то принципиально нового – ведь ещё в 1972 году инженер и изобретатель Андреас Павел создал, а затем запатентовал переносной кассетный плеер под названием Stereobelt. Он не пошел в серийное производство, однако Андреас на протяжении долгих лет судился с Sony за денежный гонорар и право считаться изобретателем данного класса устройств. Плеер Walkman увидел свет во многом благодаря основателю и генеральному директору Sony Акио Морите. По слухам, есть две версии появления на свет этого устройства. Первая – Морита поручил своим инженерам разработать плеер, который позволил бы ему слушать в дороге любимые оперы Верди (топ-менеджер часто бывал в разъездах и командировках). Есть и другая версия: Walkman – детище инженеров отдела по разработке диктофонов, которым пригрозили, что если они не создадут прорывной продукт, сотрудников переведут в подчинение отделу разработки видеотехники.

walkman

Инженеры Sony сделали простой и логичный шаг: взяли за основу диктофон Pressman TCM-600 – по сути, профессиональное решение, предназначенное в основном для журналистов и репортёров – и адаптировали его для массового потребителя: избавились от функции записи и добавили разъёмы для подключения наушников. Название «Walkman» также было выбрано по аналогии с диктофоном Pressman. Кассетный плеер от Sony послужил отправной точкой стремительного развития портативного аудио, и не последнюю роль в этом сыграл удачный маркетинг. Во многом благодаря Walkman, Sony стала одним из лидеров рынка потребительской электроники. Известно, что продукция японской корпорации в своё время вдохновляла Стива Джобса: он внимательно изучал дизайнерские и маркетинговые идеи, и некоторые решения адаптировал для продвижения продуктов Apple. Вскоре кассетные плееры предлагали многие бренды, и прежде всего, японские производители, которые в 80-е и 90-е годы были трендсеттерами на рынке аудиотехники – Sony, Panasonic, Sharp, Toshiba, Aiwa. Конечно же, были и «европейцы» – например, весьма популярными стали кассетники Philips. Функционал кассетных плееров постоянно улучшался: автореверс, дистанционное управление, ЖК-дисплей с индикацией режимов работы и другие полезные «фишки», которые побуждали меломанов расставаться с деньгами и покупать «вокмены» в огромных количествах. Вдобавок, плееры становились легче и компактнее, что не могло не радовать любителей слушать музыку в дороге.

Компакт-диски и мини-диски

CD-Player

Уже в 80-е годы сформировалось понимание того, что будущее – за новыми цифровыми форматами, и в 1984 году Sony представила первый портативный CD-плеер – Discman D-50. По сегодняшним меркам это устройство никак нельзя назвать компактным – его толщина была сопоставима со стопкой из четырёх стандартных коробок для компакт-дисков. Компания Sony выпускала CD-плееры под брендом Discman приблизительно до начала 90-х годов, после чего они также стали продаваться под брендом Walkman.

CD-Player

Одна из насущных проблем портативных CD-плееров – чувствительность к тряске и другим механическим воздействиям: слушать музыку на ходу было практически невозможно из-за того, что она постоянно прерывалась, а воспроизведение то и дело перескакивало на несколько секунд вперёд или назад – от вибраций лазерная головка теряла контакт с дорожкой компакт-диска. Со временем эта проблема была решена – благодаря системам «антишок», которые работали по следующему принципу: во время прослушивания небольшие отрывки песен с компакт-диска предварительно записывались в буфер плеера, а затем музыка воспроизводилась уже из встроенной памяти. Таким образом, этот непрерывный процесс позволял слушать любимые треки на ходу.

CD-Player

Пик популярности CD-плееров пришёлся на вторую половину девяностых и начало нулевых годов, и снова в лидерах были японские производители – прежде всего, Sony и Panasonic. Также хорошо продавались плееры Philips и других европейских брендов. Со временем CD-плееры становились всё более компактными и заметно дольше работали от одного заряда батареек или аккумуляторов.

CD-Player

В качестве альтернативы кассетам и компакт-дискам, Sony развивала формат магнитооптических дисков MiniDisc, который был представлен в 1992 году, однако не смог составить заметную конкуренцию CD. Основной посыл заключался в том, что благодаря уменьшенному размеру звукового носителя можно было решить одну из насущных проблем CD-плееров – достаточно большие габариты, из-за чего они помещались далеко не в каждый карман. Минидиски чаще всего использовались для многократной записи аудиоинформации в формате ATRAC (сжатие с потерями).

CD-MP3 и флеш плееры

Flash mp3 player

В начале нулевых годов активно набирал популярность формат MP3: в стремлении соответствовать трендам, производители предлагали CD-плееры с возможностью чтения MP3-файлов, записанных на диск. Главное преимущество – возможность уместить на одном CD сразу несколько музыкальных альбомов, что пришлось по вкусу многим любителям музыки – даже несмотря на потери в качестве звучания по сравнению с традиционным стандартом CDDA. Заметным прорывом стал выпущенный в 2000 году плеер Creative Nomad Jukebox, с внушительным по тем временам встроенным жестким диском на 6 ГБ. А в 2001 году произошло ещё одно знаменательное событие – на рынок ворвалось первое поколение плеера iPod, с встроенной памятью на 4 или 8 ГБ. С годами iPod заметно эволюционировал, предложив покупателям цветной сенсорный экран, встроенную камеру, поддержку магазина приложений App Store.

Flash mp3 player

В сегменте аудиоплееров с флеш-памятью были очень активны корейские производители, такие как Samsung и iRiver (в 2012 году представила бренд Astell&Kern): стоимость таких устройств становились всё ниже, а ёмкость встроенного накопителя с каждым годом увеличивалась: таким образом, можно было записать в плеер все самые любимые альбомы и не носить с собой стопку компакт-дисков, что конечно же пришлось по душе многим любителям музыки.

Смартфоны и стриминг

iPod

В 2007 году произошло ещё одно знаменательное событие, изменившее мир портативной электроники: компания Apple представила iPhone, который стал впоследствии драйвером перехода к прослушиванию музыки со смартфонов: этому способствовало не только удобство использования устройства «всё в одном», но и последующее развитие стриминговых сервисов, таких как Spotify и Apple Music. Безусловно, музыкальные смартфоны появились на рынке задолго до выхода первого iPhone, но именно появление устройства от Apple стало поворотным моментом.

iPhone

Тем временем, Apple всё ещё производит iPod, который позиционируется скорее как универсальное мультимедийное и игровое устройство. Вместе с тем, пользуются популярностью и Hi-Fi плееры, с акцентом на высокое качество звука, а среди популярных брендов – Astell&Kern, Cowon, FiiO, Sony. Несмотря на то, что смартфоны способны удовлетворить практически все потребности не слишком притязательного к качеству звука меломана, сегмент Hi-Fi плееров продолжает развиваться и чувствует себя весьма уверенно.

Выводы

За последние десятилетия технологии записи, хранения и воспроизведения звуковой информации проделали большой путь – от аналоговых носителей, таких как пластинки и кассеты, до цифровых файлов и стриминга, что привело к повсеместному распространению портативного аудио. Прогресс не стоит на месте, и вполне вероятно, уже через 5-10 лет мы увидим принципиально новые решения для прослушивания музыки в дороге.

«Люди не настолько сумасшедшие, чтобы бегать с наушниками» Плееру Sony Walkman исполнилось 40 лет. Вспоминаем историю гаджета!

Кассетному плееру Sony Walkman 1 июля исполнилось 40 лет. В 1980-х японский гаджет появился на рынке в США, после чего началась его «золотая эра» — кассетник даже успел побывать символом «статусной жизни». «Медуза» вспоминает его историю: от изобретения и поиска успешного названия, до сверхпопулярности во всем мире и появления в «Стражах галактики».

Walkman появился благодаря опере и журналистам

Президент и соучредитель корпорации Sony Масару Ибука любил слушать оперу во время долгих деловых перелетов. К концу 1970-х ему надоело возить с собой громоздкий кассетный магнитофон, и он попросил сотрудников разработать устройство без динамиков и функции записи — зато компактное и с наушниками. За основу корпорация взяла собственный диктофон для журналистов, который назывался Sony Pressman.

Масару Ибука
Wikimedia Commons

1 июля 1979 года металлическая серебристо-синяя модель Walkman TPS-L2 поступила в продажу — сначала в Японии, а затем в других странах.

Вместо диско-бегуна — идущий человек

Слово Walkman прижилось далеко не сразу — по слухам, оно не очень нравилось самому господину Ибука. Сначала устройство хотели продавать в США под маркой Disco Jogger — дискотека и пробежка в одном гаджете. Потом описание сочли слишком узким и плеер выпустили на рынок под маркой Soundabout. В Великобритании он назывался Stowaway, а в Австралии и Швеции — Freestyle. Однако очень скоро победил простой образ «идущего человека».

К 1986 году слово «walkman» успели внести в Оксфордский словарь английского языка. В Австрии пошли еще дальше — в 2002 году Верховный суд постановил, что Sony не может помешать другим производителям тоже называть свои плееры walkman — ведь это просто тип устройства. Как ксерокс.

Плеер — символ статуса

Sony не ожидала, что ее устройство начнут активно раскупать. Даже у себя на родине японцы планировали продать около 5 тысяч плееров за первый месяц. В итоге было куплено в пять раз больше.

В 1980 году кассетник появился на рынке в США — по 199 долларов за штуку (сегодня, с учетом инфляции, он бы стоил 738 долларов). Очень скоро The New York Times объявила его «новым символом статуса» — началась эпоха, которую журнал Time назвал золотым десятилетием плеера. Всего до закрытия производства кассетников Walkman в 2010 году корпорация успела продать более 200 миллионов экземпляров.

На самом деле плеер изобрела не Sony

Впервые музыка из наушников кассетного плеера зазвучала еще в 1972 году — это был джаз, который нравился немецкому изобретателю Андреасу Павелу. Окрестив свое устройство «стереопоясом» (stereobelt), Павел пошел договариваться с производителями электроники. Все крупнейшие корпорации того времени, включая Grundig, Yamaha и Phillips, назвали гаджет безумным. «Они говорили, что люди не настолько сумасшедшие, чтобы бегать с наушниками», — позже рассказывал изобретатель газете The New York Times.

Упрямый немец все же запатентовал кассетник — и спустя год после выхода Walkman потребовал от Sony признать патент и заплатить отступные. Японцы признали первенство Павела и пошли на мировую только в 2003 году. Сколько именно ему заплатили — неизвестно.

Предок первого айфона?

Даже после заката эпохи кассетных плееров Sony не отказалась от бренда: под маркой Walkman начали выпускать CD- и mp3-плееры. Одна из таких моделей даже вызвала споры между юристами Apple и Samsung в 2012 году. На громком суде о копировании дизайна айфонов южнокорейцами последние заявили, что Apple тоже позаимствовала идеи для первого айфона у цифрового плеера Walkman модели NW-A1200. Якобы топ-менеджеры Apple, включая самого Стива Джобса, вдохновились именно его большим экраном, плавной формой и лаконичным дизайном. Американского судью Samsung не убедил — Apple выиграла тяжбу.

Walkman против Дарта Вейдера

Знаменитой сцены из «Стражей Галактики», в которой Питер Квилл танцует под музыку из плеера, изначально не было в сценарии. Звездный лорд должен был кружиться в обнимку с фигуркой Дарта Вейдера — как с символом своего земного детства. Однако режиссер Джеймс Ганн настоял, что таким символом для человеческого ребенка, рожденного в конце 1980-х годов, может быть только плеер Walkman.

Это породило новую проблему: когда Ганн и его команда отправились за плеерами на eBay, выяснилось, что за каждый аутентичный аппарат придется отдать до 8 тысяч долларов. Реквизиторы фильма поступили просто: они изготовили шесть фальшивых плееров.

Петр Лохов

Краткая история портативного Hi-Fi или как я стал аудиофилом

Аудиофилов на Хабре принято не любить. Семь лет назад я написал на (тогда еще отдельном ресурсе) Geektimes эмоциональный пост на эту тему: дорогая техника и золотые провода не обязательны для получения удовольствия от музыки. Я до сих пор так считаю, но у того старого поста есть одна особенность: я его писал, уже владея приличным ассортиментом именно той техники, которую критиковал. Несмотря на неочевидный профит от таких аппаратов, они меня всегда привлекали, и я не стеснялся тратить на них свободные деньги. С тех пор прошло много времени, и в обычной, гражданской среде произошло как минимум три серьезных изменения. Во-первых, оформились стриминговые сервисы как поставщик почти любой музыки в любую точку мира. Из-за этого практически исчезли классические оффлайновые музыкальные плееры. В-третьих приобрели популярность беспроводные наушники, а разъем для обычных, проводных начал стремительно исчезать из смартфонов, ломая пожалуй самое невинное и самое полезное легаси.

Я и сам за эти годы изменился, и теперь воздерживаюсь от резких необоснованных суждений. Терпимо отношусь к любому увлечению, если оно не наносит вред увлекающемуся или окружающим людям (особенно окружающим). Я по-прежнему люблю разнообразные гаджеты и ценю не только технологии, но и экспириенс — к чему идеальные, «по науке» технические новинки, если они не радуют? Но все же предпочитаю в списке доводов для покупки иметь какой-то рациональный пункт. Не только «потому что хочу!1», а есть ли в моем новом гаджете какое-то объективное преимущество? Так вот, в этом тексте я постараюсь предложить объективные преимущества современного дорогого портатива. Но заодно выступлю как наблюдатель, попробую определить, с чего началась неудовлетворенность ранними кассетными и CD-проигрывателями, которая в итоге и привела к подлинному расцвету аудиофильской техники сегодня. И какие с этим были связаны не только технические сложности, но и, скажем так, социальные особенности данного феномена.

Для калибровки покажу свой актуальный переносной набор для домашнего прослушивания в любом удобном углу, с возможностью вывоза на дачу. Это мой портатив в самом, пожалуй, упоротом его варианте:

Это портативный плеер Fiio M11, усилитель для наушников Fiio E12 и наушники Sennheiser HD650 с кастомным самодельным кабелем. А вот альтернативная конфигурация «нормального человека»:

А здесь присутствуют смартфон Samsung Galaxy Note 10 и беспроводные «true wireless» наушники Sony WF-1000XM3. Этот вариант используется чаще, чем аудиофильский бутерброд. Бутерброд лучше звучит, по большей части благодаря наушникам, а не плееру-усилителю. Но я не беру его с собой в общественный транспорт, хотя бы потому что открытые наушники транслируют звук в мою голову так же громко, как наружу. Не хочу, чтобы мне завидовали. Но для исторической экскурсии я подбираю из своих ретрозапасов еще один комплект:

Кассетный плеер Sony WM-EX314, почти идентичный моему первому портативному проигрывателю из девяностых, и комплектные наушники. Когда он у меня появился, слушать музыку на ходу вообще было не очень принято, это считалось дурной привычкой молодежи, примерно как сейчас соцсеть Тикток. Меломаны поколения моих родителей предпочитали коллективный музыкальный экспириенс в домашних условиях, с катушечным магнитофоном или проигрывателем винила, и колонками покрупнее. Кассеты, особенно на дешевом портативном устройстве, не отличались качеством звука, поэтому сделаю еще один апгрейд:

Это портативный CD-проигрыватель Sony Discman D-321 1992 года. Цифровой носитель звука обеспечит нам значительный прирост объективных характеристик аудиосигнала. Наушники все еще комплектные. 25-30 лет назад основным критерием качества для музыкального портатива было его наличие. Есть у тебя плеер — поздравляю, тебе повезло, ты можешь слушать Мумий Тролль и группу Кино в любое время дня и ночи, в любом месте, как тебе удобно.

Перемотаем еще чуть ближе к современности, в конец нулевых. Это плеер iPod Classic в своей самой последней версии, с жестким диском на 160 гигабайт. Слушал я его, впрочем, не с комплектными наушниками, а с затычками Sennheiser CX400. Для данной статьи важна не возможность унести с собой всю фонотеку, а использование некомплектных наушников: штатные «капельки» меня больше не устраивали. Вместо того, что на английском называется ‘earbuds’ — наушники, просто лежащие в ушной раковине и прикрывающие слуховой проход — в моду вошли in-ear monitors, то есть наушники вставляющиеся непосредственно в ухо. Более плотная посадка улучшала изоляцию от внешнего шума и передачу звука в низкочастотном диапазоне. Вот на этом эволюция персональной аудиотехники для простых смертных заканчивается: даже сейчас мы имеем дело с комбинацией из какого-то плеера (обычно смартфона) с какими то затычками (все чаще — без проводов). Как раз в конце нулевых я впервые сталкиваюсь с альтернативной реальностью, в которой обсуждаются преимущества нестандартных средств воспроизведения и необычных наушников. Начнем с наушников:

С наушниками проще. Большие накладные наушники десятилетиями были инструментом профессионалов — звукорежиссеров и звукооператоров, диджеев и так далее. В какой-то момент их все больше начали продавать обычным пользователям. Внутриушные мониторы в большом ассортименте стали доступны позже, а среди них настоящим ветераном можно считать модель Etymotic ER4. Оснащенная нетипичным (по сравнению с большинством затычек) арматурным излучателем, она выпускается с 1991 года. В обновленной версии ER4-SR и -XR доступна до сих пор примерно за 350 долларов. Производитель — компания, специализирующаяся на средствах для улучшения слуха, то есть и эти наушники перекочевали в розницу из профессиональной среды.

К концу нулевых произошла интересная метаморфоза: хотя технологии изготовления качественных IEM на тот момент уже существовали не один год, к большинству плееров по-прежнему прилагались самые дешевые капельки-earbuds. Сложилась новая реальность: купил плеер, купи и наушники, иначе деньги будут потрачены впустую, звук будет не тот. В эту реальность были втянуты и обычные пользователи: дешевые наушники быстро ломались, нарушался контакт в хилом кабеле, а то и что похуже происходило. Приходилось покупать другие наушники, и на тот момент ассортимент уже был огромный, на любой вкус и кошелек. Кто-то выбирал наушники только по внешнему виду, кто-то исходя из разумного для них бюджета, а кто-то собирал по крупицам информацию на форумах, пытаясь найти тот самый идеал, ну например те же Etymotiс или качественные затычки Shure или еще что-то. Среди тех, кому всегда надо что-то особенное, зародилась культура портативного меломанства.

А как обсуждать преимущества и недостатки тех или иных наушников? Как передать словами то, как они звучат? Люди, в большинстве своем любители, начинают конструировать собственный новояз. В результате наушники получаются «яркие» или «темные», они, бывает, «бубнят» или «песочат». Однажды на форум заходит специалист, через полчаса в ужасе оттуда убегает, но от него остаются наукообразные термины — «сибилянты», «резонанс» — но используются они не всегда корректно, а зачастую как попало. Скажете, неправильно это? Да, но когда вы жалуетесь, что у вас «винда глючит» или «интернет лагает», вы тоже приблизительно описываете какие-то реальные проблемы, не вдаваясь в технические тонкости. У меня возникает ощущение, что люди внутри такого коллектива друг друга прекрасно понимают, хотя аутсайдеру разобраться сложно. Вот если наушники «темные» — это плохо или хорошо?

Естественно всегда существовали методы объективного измерения параметров наушников, они постоянно улучшались со временем, и даже сегодня нельзя сказать, что этот процесс завершен. Можно сравнивать какие-то научно обоснованные отличия одних наушников от других. Но посмотрите на пример измерений реальных головных телефонов. Если вы не в теме, сразу сделать какие-то выводы не получится. Нужно погружаться в обоснования для этих измерений, правильно понимать, какие параметры оцениваются, и как можно в таких же графиках описать идеальные наушники (а вот с этим совсем сложно). Далеко не все имеют время и желание погружаться в эти дебри, и совсем не против, чтобы им кто-нибудь объяснил простыми словами. Здесь в любой технологии часто возникает разрыв между, так сказать, общественностью и специалистами. Общественность требует простых истин. Специалисты хорошо знают, что свести все к одному параметру не получится (хотя попытки были). Техническая часть проникает в общую дискуссию, но и она там искажается подчас до неузнаваемости. Самый простой пример такого искажения — это сравнение форматов представления цифрового звука:

Это картинка с сайта элитного lossless-стримингового сервиса Qobuz. Все просто и понятно: если вы слушаете MP3, у вас вот такие неаккуратные кирпичики. Даже на компакт-диске предполагается какое-то огрубление деталей. А вот в цифровых файлах с «высоким разрешением» гармония и красота. Понятно, что никаких кирпичиков в MP3 нет, сравнение CD и Hi-Res вообще очень неочевидное. Характерную для звука с относительно низкой частотой дискретизации «лесенку» даже можно воспроизвести «научно» на осциллографе, но это это совсем не означает, что вы реально услышите разницу.

Окей, с наушниками просто: по объективным параметрам они значительно отличаются друг от друга, даже когда мы сравниваем модели примерно одинаковой конструкции. Но со временем начинают повышаться требования и к источникам аудиосигнала. Крупнейшая аудиофильская площадка с упором на портатив, форум Head-fi открывается в 2001 году, и первые несколько лет в ветке обсуждения источников — обычная дискуссия про функциональность, такая же как на любом компьютерном форуме. Оценивается удобство CD-проигрывателей, функциональность CD сравнивается с минидиском. Потом про них постепенно забывают, переключаясь на iPod и другие плееры без сменного носителя. В конце нулевых все меняется: все чаще мелькает тема неудовлетворенности, что доступные в любом магазине проигрыватели «звучат плохо». По причинам, описанным выше, эти заявления редко обосновываются, а доказательства сводятся к анекдотам типа «включил и был поражен, ребята это день и ночь, я даже не знал, что мои могут так хорошо звучать».

Первой на моей памяти стала популярной идея о преимуществах «теплых, ламповых» портативных CD-плееров, по сравнению с современными и бездушными MP3-проигрывателями. Объяснений было несколько: например, что сжатые с потерями аудиоданные в принципе звучат хуже несжатых. Тут же выяснилось, что некоторые дискмены, рекламирующие защиту от сбоев при тряске в течение 120 секунд и более, сжимают данные с компакт-диска в буфере. Такие были преданы анафеме, а приоритет получили максимально древние экземпляры из девяностых, где на такое святотатство просто не хватало ресурсов. Кроме того, постулировалась более качественная обработка звука: конверсия цифровых данных в аналоговый сигнал и его усиление. Тогда я даже поддался этой моде и какое-то время помимо айпода пользовался CD-проигрывателем Sony D-777.

Примерно такие же поверхностные доводы приводятся в пользу качества звучания винила, а то и магнитной ленты, сейчас, во времена ренессанса музыкального ретро. Но ходить с громоздким дискменом все же было неудобно, поэтому начали искать «хорошо звучащие» источники с жестким диском или на флеш-памяти. Например, пятое поколение плееров iPod (известное как iPod Video) 2005 года считалось лучше звучащим, чем более поздние версии, потому что в нем использовался якобы более качественный цифро-аналоговый преобразователь. Я сам экспериментировал с загрузкой в iPod музыки без сжатия с потерями — вместо MP3 использовал формат Apple Lossless и внимательно прислушивался, пытаясь заметить разницу. И иногда даже замечал! Сам собой сформировался спрос на чуть более качественный портатив, чем у всех.

DIY

Ну то есть не совсем сам. Индустрия домашнего хайфая десятилетиями выстраивала в головах потребителя идею, что техника бывает подешевле и подороже, со звуком похуже или получше. Проблема была в том, что эта самая индустрия проспала зарождение похожих ожиданий среди любителей переносной техники. Первыми отреагировали самодельщики: на рубеже «нулевых» и «десятых» расцветает индустрия модификаций заводских изделий под требовательные вкусы узкой группы людей.

Картинка выше взята со страницы одной из первых доработок такого плана — iMod компании Red Wine Audio. Покупался стоковый плеер Apple 4 или 5 поколения (но не более поздние, так как в них «нет высококачественного ЦАП Wolfson»), модифицировалась в основном аналоговая часть схемы — менялись конденсаторы, устанавливался иной операционный усилитель. Здесь можно увидеть подобную модификацию изнутри, правда в этом случае имеет место странный колхоз с вынесенными за пределы корпуса «толстыми» электролитическими конденсаторами. В результате получался плеер, к которому нельзя подключить наушники, но можно через переходник снять сигнал сразу с линейного выхода и передать его дальше. Никаких технических обоснований необходимости таких переделок на сайте iMod нет. Есть только общие слова, например:

  • Собранный, более артикулированный бас.
  • Богатый, соблазнительный (!) среднечастотный диапазон.
  • Не плоская, а широкая сцена.
  • Более динамичный звук.

И iRiver iHP-120:

Оба плеера использовали для хранения данных жесткий диск, который менялся на карту Compact Flash и освобождал место под модифицированные платы (заодно добавлял надежности). Стоили эти штуки недешево: сами плееры для модификаций «в базе» были достаточно дорогие, а тут еще и качественные компоненты, и ручная работа. Я экспериментировал с дешевым вариантом улучшения звука: подключал к линейному выходу iPod внешний усилитель звука, а уже к нему наушники. И даже слышал разницу!

Китай спешит на помощь

В 2010 году выпускаются первые «заводские» плееры для тех, кто хочет от портатива большего. Это, например, Hifiman HM-801, здоровенный кирпич размером с кассетный плеер. Стоил он 750 долларов, играл музыку с карты памяти SDHC, работал от батареи всего 7-8 часов. Но имел на борту ЦАП и усилители, ранее встречавшиеся скорее в настольной технике — отсюда и малое время работы, и серьезный нагрев. Интерфейс и удобство использования были гораздо хуже, чем у iPod и других плееров для нормальных людей. Зато — возможность воспроизведения аудиофайлов с высоким разрешением.

Еще один пример плеера с претензиями — Colorfly Colorful C4. Здесь даже есть претензия на стиль, бока из натурального дерева и богатый ассортимент разъемов. Оба производителя — ранее малоизвестные, родом из Китая. Именно они среагировали на неудовлетворенный спрос и какое-то время почти не имели конкурентов.

Мне было жалко тратить так много денег на хобби, и в 2012 году я купил следующее творение Hifiman, модель HM-601. Она также имела сомнительный дизайн, отличалась на удивление неудобной навигацией. Но последнее решалось заменой штатной прошивки на открытую Rockbox, что также добавляло поддержку карт памяти большого объема и поддержку всех форматов хранения звука. Это была уникальная модель даже в своей категории. Как и HM-801 она использовала так называемый «мультибитный» ЦАП, аналогичные применяли в древних CD-проигрывателях еще в восьмидесятые, и потом отказались от них в пользу объективно лучших однобитных преобразователей. Объективные измерения качества аудиосигнала у HM-601 были, мягко говоря, посредственные. Что до сих пор позволяет мне слушать этот плеер не без удовольствия — это мощный усилитель для наушников. Собственно, мне это видится решающим отличием подобных устройств от смартфонов и простых плееров.

До сих пор в нише качественного портатива лидируют китайские производители: Hifiman, Fiio, Hidisz, Shanling, Cowon и прочие. В то время как инженеры крупных транснациональных компаний пытались понять, зачем вообще запихивать в портатив толстые конденсаторы, в Китае удовлетворяли спрос. Мой последний классический плеер — Fiio X5 II — был приобретен скорее из-за фич, чем из-за звука. Он поддерживает большинство форматов цифрового аудио, от MP3 до DSD, и имеет на борту два слота под карты памяти. Оцените, какой прогресс произошел в дизайне за четыре года: этот плеер уже совсем не похож на самоделку.

Со временем на эту сцену пришли традиционные производители, такие как Sony. У их продукции отличный дизайн, внушительная цена (на фото — девайс за три тысячи долларов), прекрасный маркетинг, но у меня сложилось впечатление, что в данном контексте Sony — одна из многих, но далеко не лидер. В отличие от китайских производителей в этой компании не понимают нужд сообщества, в то время как разработчики из Fiio регулярно постят на тематические форумы и собирают фидбек. Приход крупных вендоров (Sony, Teac, Onkyo, Pioneer) на этот рынок выявил еще одно позитивное изменение: аудитория требует раскрытия технических характеристик, хоть какого-то обоснования высокой цены. Sony в своих материалах по традиции предлагает поверить им на слово про «шелковистые послезвучия», а внутрь лезть не надо. И опять, опять показывает преимущества звука высокой четкости в виде столбиков!

Еще один выдающийся игрок на рынке — бренд Astell&Kern компании iRiver, когда-то известной своими обычными плеерами. Задолго до Sony они разогнали цены на портативный Hi-Fi до небес, первыми предложив устройства за 2000 долларов и более. Их продукты имеют свой уникальный дизайн, многие технические решения они внедрили первыми, но объективные параметры их устройств не всегда идеальные. На фото ниже — уже снятая с производства модель AK380, стоимость — 3500 долларов.

В любом случае ниша качественного портатива превратилась в традиционный бизнес: где роль играет не только талант разработчика, но также дистрибуция и маркетинг. Первопроходцы в этой нише убедили аудиторию, что плеер не обязательно должен стоить дешево. Портативный hi-fi превратился в нечто похожее на ювелирные изделия — вы же не оцениваете их только по объективным параметрам, по размеру и весу драгоценных камней? Но это не единственная применимая здесь аналогия. Имеет ли смысл ноутбук с десктопным процессором? Да, хотя далеко не всего его купят. Зато те, кому он по каким-то причинам нужен (или хочется), готовы будут заплатить за такой эксклюзив дороже, чем обычно, и принесут производителю больше прибыли. А что если два процессора поставить? И видеокарты тоже две, и тоже модифицированные настольные? Если вы допускаете существование такой техники, то и с плеером за 2000 долларов не должно быть проблем.

Собственно, так эти устройства и развиваются: сначала поставили в портативный плеер один качественный ЦАП, который раньше работал только с большим трансформатором от 220 вольт. Отлично, давайте в следующую модель поставим два. Полностью разделим аудиотракт левого и правого канала. Реализуем обработку аудиоданных с безумно высокой частотой дискретизации — вплоть до 768 килогерц. Повысим мощность усилителя, и еще раз, и еще. Вы спросите, зачем это все? Ну, с таким же успехом вы можете сказать, что, при всем уважении, ноутбук с четырьмя настольными процессорами вам не нужен.

Страдания по Android

Аудиочасть портативных плееров развивается по направлениям, указанным в абзаце выше. А вот пользовательский интерфейс вынужденно изменился. Вплоть до 2016 года весь качественный портатив работал под управлением кастомного ПО, набор фич определялся производителем и почти не менялся после поступления в продажу — обновления софта исправляли ошибки. Но с развитием стриминговых сервисов появился запрос на более сложное решение — если у меня есть специализированное устройство для воспроизведения звука, почему я слушаю Spotify на смартфоне? Возникла отдельная ветвь переносного аудиофильства — внешние ЦАП и усилители для смартфонов, например монструозный Chord Hugo:

К таким устройствам можно подключать как специализированный плеер, так и обычный смартфон. Это не совсем удобно: бутерброд из двух разных железок никогда не был элегантным решением. Второй вариант — подключение по Bluetooth, но это тоже странный подход. Зачем городить огород с такой техникой, если на входе все равно сжатый с потерями цифровой исходник? Неизбежным стало появление специализированных плееров с полноценным Android на борту, а на них уже можно установить любое приложение — хоть Spotify, хоть Tidal, хоть клиент для собственного музыкального сервера. Почему это принесло кучу проблем, я покажу на примере плеера Fiio X5 III, выпущенного в 2017 году.

По сути этому китайскому производителю нужно было добыть аппаратную платформу обычного смартфона, добавить особый аудиотракт (где магия происходит!) и допилить прошивку под свои нужды. Смартфонная часть резко поднимает себестоимость устройства. Растет энергопотребление. Появляются определенные программные проблемы: штатные системы Android непонятно что творят с аудиоданными от приложений, а нам нужен контроль и эксклюзивный доступ с выдачей музыки в ЦАП в неизменном виде. Но главное: стоит выпустить любое устройство на базе Android определенной версии с определенным железом, как оно сразу же устаревает и начинает тормозить. Все эти особенности привели к появлению очень странного устройства. С одной стороны — доказанные независимо высочайшие параметры звука, высокая выходная мощность. С другой — устаревшая уже на момент выпуска аппаратная платформа Mediatek с четырехядерным процессором, гигабайтом памяти и Android 5. Если сбросить этот плеер до заводских настроек, он работает более-менее быстро. Стоит зарегистрироваться в магазине Google Play, плеер начинает жутко тормозить — обновляются библиотеки Google, которые уже не уважают настолько слабую платформу. У меня сложилось впечатление, что главным ограничением является объем памяти.

Отчасти проблему решает модифицированное ядро, которое также дает возможность разогнать процессор (но не на всех экземплярах это получается). Без него этот плеер можно использовать строго без сервисов Google, и желательно вообще без интернета. С модификацией прошивки можно даже использовать приложения типа Youtube Music, если привыкнуть к лагу в две секунды на любой тап по экрану. Сам дисплей с разрешением 800×480 также маловат для современного интерфейса аппов. В общем — боль, хотя мне удалось реализовать на X5 III сценарий оффлайнового плеера с большим (два слота под карты microSD!) хранилищем и плеером PowerAMP. Добавлю сюда еле слышные, но заметные на чувствительных наушниках наводки от беспроводных модулей и вообще цифровой части плеера. В смартфоне у меня такие же, но здесь же речь идет о дорогом устройстве с упором на звук!

И здесь я возвращаюсь к тому, с чего начал: плеер Fiio M11, дальнейшее развитие X5 III — Android-устройство с умеренно устаревшей платформой Samsung Exynos 7872 (шесть ядер, чипсет для бюджетных смартфонов 2018 года), тремя гигабайтами памяти и Android 7.0. С пятидюймовым 720p дисплеем получается такой средненький смартфон, но вполне пригодный для всего кроме игр. Но внутри — мощный аудиотракт с двумя ЦАПами AK4493, мощным усилителем для наушников (вплоть до 550 милливатт для нагрузки с сопротивлением 32 Ом в балансном режиме), низким уровнем шума и искажений. Пока на этом мои портативно-аудиофильские страдания закончились: данный аппарат предлагает хороший баланс фич, качества звука и стоимости ($500, но уже снят с продаж). К сожалению, следующие модели этого производителя, M11 Pro и M15, повышают цену за счет (теоретического) улучшения аудиотракта, что для меня не является единственным или даже основным критерием.

Fiio M11 — пример современного специализированного аудиоплеера, на данный момент высшая точка развития в этой нише. Есть устройства дороже (иногда — сильно дороже), но различия между ними и этой моделью надо искать с лупой. А теперь попробую сформулировать, что собой представляет эта необычная индустрия, и зачем мне лично все это надо.

Рационализация страданий

Вот почему мне интересен портативный хайфай в целом:

  • Этот рынок вырос из желаний пользователей и не был навязан бизнесом. Бизнес потом подключился, конечно, но поначалу запрос на переносное аудио «чуть лучше, чем обычно» был снизу.
  • Этот рынок помог развиться небольшим производителям (плееров — преимущественно в Китае, наушников — по всему миру, включая Россию), которые смогли сделать то, что поленились делать крупные производители.
  • В нем наблюдается интересное сочетание рационального и субъективного. Для новичка-аудиофила важен процесс вхождения в относительно закрытое сообщество со своими особыми ценностями, получения удовольствия от эксклюзива. Вместе с тем, для тех, кто ищет какие-то рациональные поводы для покупки — они тоже есть, и с точки зрения фич, и по качеству звука.
  • Он предлагает мне те устройства, которые я хочу купить. У меня есть возможно устаревшее представление о том, что музыку надо обязательно слушать со специализированного устройства. Вот, пожалуйста, на выбор предлагается масса специализированных штук.

Я стараюсь оставаться на рациональной стороне, и вот какие я вижу достоинства своего набора аудио-гаджетов:

  • Еще лет пять назад аудио-портатив (лучшие его представители) сравнялся по объективным параметрам с домашней техникой. Дальнейшее развитие скорее убирает уже мелкие нюансы, в реально качественных устройствах уводит характеристики за пределы человеческого восприятия. Это действительно можно сравнивать с ноутбуком на десктопном процессоре: да горячо, тяжеловато, но очень быстро. Большое преимущество Fiio M11 по сравнению с более ранними гаджетами из моего арсенала — отсутствие шипения даже на самых чувствительных наушниках. Это совершенно мелкий нюанс, и меня в целом не смущает даже грандиозный фоновый шум аудиокассеты. Но это заметно и очень приятно.
  • Высокая выходная мощность позволяет мне слушать музыку на той громкости, на которой я захочу. Правда, для полноразмерных наушников Sennheiser все равно приходится добавлять внешний усилитель, остальные работают и так.
  • Поддержка всех разнообразных представлений звука в виде данных. Я не считаю, что аудиозаписи с параметрами 96 килогерц/24 бита или тем более сомнительных преимуществ формат Direct Stream Digital дают мне какие-то преимущества, но раз уж музыка в таких форматах доступна, и я ее покупаю, хочется иметь возможность ее послушать именно в таком виде.
  • Возможность иметь большую коллекцию музыки прямо на устройстве (моя цель — две карты MicroSD по терабайту) и получать доступ к стриминговым сервисам.

Плеер Fiio M15 (очень дорогой апгрейд моего M11): динамический диапазон 120 децибел при уровне сигнала 4В, выходная мощность 64 милливатта при нагрузке с сопротивлением 300 Ом.

Смартфон LG G7 ThinQ: динамический диапазон 113 децибел при уровне сигнала 1В, выходная мощность 14 милливатт при нагрузке с сопротивлением 300 Ом.

USB-C адаптер для наушников Hidisz S9: динамический диапазон 117 децибел при уровне сигнала 4В, выходная мощность 52 милливатта при нагрузке с сопротивлением 300 Ом.

Здесь я делаю два важных вывода. Во-первых, специализированный плеер имеет определенное преимущество даже со сравнению с хорошим (по части звука) смартфоном, хотя бы по параметру мощности усилителя для наушников. Во-вторых, хороший адаптер для подключения к смартфону (или компьютеру) почти ничем не уступает специализированному плееру. Будучи в 10 раз компактнее, в 13 раз дешевле и работая в паре со смартфоном, который у вас и так уже есть. Качественная техника не обязательно должна быть увесистой или безумно дорогой. Но если очень хочется, пожалуйста, выбор есть. Как это часто происходит, небольшая группа фанатов сдвинула рынок в целом в правильную сторону, и теперь даже в смартфонах аудиотракт гораздо лучше, чем 10 лет назад. У нас есть огромный выбор наушников и других аксессуаров для портативного прослушивания музыки на ходу. Раньше этого выбора не было. Это безусловно позитивный результат того, что кто-то назовет «аудиофилией головного мозга».

  • портативный hi-fi
  • страдание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *